Были времена, когда в Древней и Средневековой Руси росли только дикоросы. Но границы государства расширялись на юг, запад и восток. В результате сады из Польши, Молдавии, Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии и Китая двинулись на Север, на исконную Русь.
Были и резкие перемены. Русские цари за большие деньги выписывали из Южной и Западной Европы специалистов, которые привезли свой опыт, технологию и посадочный материал.
В результате “южное садоводство” глубоко укоренилось в книгах, учебниках, периодической литературе и главное - в сознании садоводов-профессионалов и любителей.
Печатные труды специалистов из XIX - начала XX века стали “садовыми библиями” и признаны НЕОСПОРИМЫМИ ДОГМАМИ. На мой взгляд (очень предубежденный), перейдя границу современной России, “южная” агротехника стала тормозом развития садоводства и причиной деградации садов. И чем севернее и восточнее - тем сильнее.
Не правда ли мое утверждение звучит дико, нагло и самоуверенно?!
Давайте разбираться дальше. В основе “южного” садоводства лежит желание и умение ВЫЖАТЬ из деревьев максимальный урожай. Тем более, что замечено: растения очень живучи (с одной стороны) и готовы давать большие урожаи, будучи ИСКАЛЕЧЕНЫ НАМЕРЕННО (с другой стороны). О сроках жизни дерева на теплом юге речи не идет.
Подвергаясь ампутации жизненно важных органов (центрального корня, главных скелетных веток (высокий штамб), а также их заменителей - “волчков” и т. д.), деревья прекращают нормальное развитие и вынуждены срочно продлять свой род, начав преждевременное плодоношение и сократив срок жизни. С первого года жизни начинается “ИНВАЛИДНЫЙ” ПЕРИОД, освященный наукой.
В основе моей концепции “северного садоводства” лежит утверждение, что невозможно заставить дерево дать урожай больший, чем он заложен в программе его развития. Для примера, одно из бесспорных моих доказательств (их сотни). Перед нами фото № 1. Это знаменитый сорт груши “Осенняя Яковлева”, которая дает плоды высшего качества. Вот только морозостойкость подводит. После аномальности сорокоградусной зимы 2005 - 2006 гг. на лицо повреждения (морозобоины) скелетных веток. Груше осталось жить и плодоносить несколько лет (а ей всего-то 8 лет отроду). Уже начали отсыхать отдельные ветки. На восьмом году жизни в основаниях скелетных веток появились бы “волчки”. Их роль незаменима и бесценна - это будущая новая крона. Они всегда появляются чуть ниже сильных повреждений. Я, зная их цель, - возродить здоровую крону, уберу старые ветки по мере усыхания, и дерево возродится!
У меня сотни таких примеров из множества садов.
Между тем, с “ненавистными” волчками идет жесткая борьба с помощью секаторов.
Цитирую одного из известных садоводов (подчеркивая - сибирского садовода):
“При выращивании дерева и кустарника в штамбовой форме, постоянно приходится вырезать побеги, чтобы основной ствол был один. Дело в том, что на корневой шейке или в нижней части ствола пробуждаются спящие почки, из которых и растут эти побеги. Их срезают, не оставляя пеньков”.
Позволю себе не согласиться с уважаемым автором. Роль спящих почек (будущих волчков и будущей кроны) я уже разъяснил на примере умирающих скелетных веток.
На штамбе их роль та же. Взгляните на фото № 2. Семилетняя роскошная слива “Евразия-21”. Пять лет она развивалась нормально. Штамб был сформирован стандартным. И спящие почки спали бы себе и спали, расти дерево на юге. Но приглядитесь. За последние два года появились новые плодовые ветки ниже скелетных и мощный 1,5-метровый волчок. Они выросли на замену старой кроны ниже морозобоины (Сибирь, однако). Без этих волчков жизнь дерева была бы короткой. А уважаемый автор советует нам уничтожить волчки (будущую крону) и оставить дерево умирать. А знаете, как он озаглавил этот раздел свой статьи? - “УБЕРЕМ ВСЕ ЛИШНЕЕ”. Мы, люди, были бы счастливы, если бы взамен обрезанных пальцев, и рук у нас вырастали новые. Деревья такой способностью обладают. У них история развития исчисляется цифрой 1 000 000 000 лет! И не нам решать, какой орган у дерева “лишний”, а какой нет.
Не удержусь и покажу вам фото № 3 старого абрикоса. Старая ветка вся покрыта грибами и глубокими морзобоинами. Карьера 25-летней ветки, давшей мне сотни ведер абрикосов, вроде бы, заканчивается. Но уже растут на смену два волчка из нижней части, где нет морозобоин.
Этот и десяток других изуверских агроприемов заполнили периодическую литературу. А их авторы учат садоводов-любителей: “Режь, и главное, ни о чем не думай, дерево выдержит и даст большой урожай”. Я же для таких “урожаев” придумал специальный термин “ПРЕДСМЕРТНЫЙ”.
Большое количество волчков у дерева вырастает не только из-за повреждений зимой, но и после сильной обрезки. Это экстренная мера. Если не запускать дерево, а вовремя формировать крону, то сильная обрезка не понадобится.
Формировка кроны заключается в регулярном осмотре дерева и удалении “лишних” побегов прищипкой, пока они не одревеснели. “Зеленую прищипку” выполняют летом (как раз сейчас). Это мягкая, щадящая процедура, которая не приносит растению вреда. Ранки от зеленой прищипки бесследно затягиваются и не оставляют грубых рубцов.
Если сильная обрезка этой весной проводилась, то часть волчков все же придется убрать, поскольку дерево “гонит” избыточное количество побегов, компенсируя потерю кроны. Но делать это надо грамотно, оставляя самые сильные волчки, чтобы в будущем сформировать из них новую крону.
В.К. Железов
Фото сделаны автором в своем опытном саду в деревне
Красный Хутор, Шушенского р-на,
Красноярского края
Эту статью вы можете найти в газете "Волшебная грядка" 2009 года № 12.