Валерий Константинович Железов известный известный сибирский садовод и настоящий мастер своего дела, а его опытный участок - образец высокой культуры садоводства и самый лучший сад в Сибири. В экстремальных климатических условиях Валерий Константинович не один десяток лет успешно выращивает южные сорта яблок, груши, сливы, абрикосы... Кроме того, он постоянно экспериментирует с разными приемами агротехники, стараясь найти оптимальные способы выращивания теплолюбивых растений. Основная цель опытного садовода – продвижение южных культур в северные зоны с помощью селекции новых более устойчивых форм и сортов. В предыдущем номере газеты были опубликованы фотографии сибирских абрикосов из сада Валерия Железова. Как мы и ожидали, они вызвали пристальный интерес у садоводов к агротехнике в северных районах.
Опыт Валерия Константиновича действительно заслуживает особого внимания. Как говорит сам мастер, его агротехника во многом альтернативна классическим канонам, которые пропагандирует официальная наука. В периодической печати, где неоднократно публиковались статьи В.К. Железова, даже возникла полемика по поводу его методов.
Например, Валерий Константинович считает, что морозостойкость сорта можно постепенно повышать, выбирая для прививки отдельные побеги, которые меньше всего пострадали от морозов. Этот метод он называет «селекционным клонированием». Ученые не согласны с такими выводами сибирского садовода. Считается, что морозостойкость сорта заложена на генетическом уровне, поэтому, не изменяя генную структуру растения, невозможно изменить и морозостойкость.
Мнения по поводу теории могут быть различными. Но практика - это неопровержимый факт: в саду Железова зреют неукрывные абрикосы и персики. Подтверждение этому - большое количество фотографий и учебный фильм, которые сибирский садовод выслал в редакцию.
По просьбе Валерия Константиновича мы повторяем статью, которая уже была опубликована в газете «Ваши 6 соток». По мнению автора, положительные примеры выращивания растений должны шире освещаться в печати. Значительная территория России - это зона рискованного земледелия, а значит, его «альтернативная» агротехника пригодна не только для Сибири, но и для Средней полосы России.
Валерий Константинович очень надеется, что найдутся садоводы, которых заинтересует его теория, и они смогут применять и развивать ее на практике в своей местности.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА “СЕЛЕКЦИОННОГО КЛОНИРОВАНИЯ”
Ни за что не решился бы предложить для публикации то, что я назвал “теорией”. Возможно рано, выводы еще не безукоризненны. Но годы идут, и ждать дольше нельзя. По моим наблюдениям, морозостойкость многих сортов в Саяногорском и Шушенском районах Красноярского края превышает теоретическую на 5 - 10С. Это результат того, что я называю “народной селекцией”, результат бесчисленных опытов тысяч саяногорских и шушенских садоводов на протяжении десятков лет. Они, начиная заниматься садоводством в новых для них условиях, не знали, что сорта с Украины, Кавказа, Кубани не могут здесь расти. Постепенно удачные образцы с помощью прививок выживали в здешних садах. И так поколение за поколением. Наиболее продвинутые садоводы придали этому процессу уже целенаправленный характер. И чудо произошло!
Официальные инстанции от садоводства предпочли не замечать этого. Раз не получилось у “самого” И. В. Мичурина, значит, этого и не может быть. А значит, и проверять нечего. Главное возражение в мой адрес: при отборе наиболее жизнестойких веток и их тиражировании не происходит изменений на генном уровне в сторону увеличения морозостойкости. И в упор не замечают, что я этого не утверждал! Я писал только о морозостойкости.
Мои предварительные выводы долго не находили теоретического объяснения, пока однажды в одной из книг по селекции я не обнаружил “краеугольную фразу”: “В более теплых регионах плодовые деревья теряют свою морозостойкость”. Давайте вспомним о ледниковых периодах, и перевернем теорию “с ног на голову”. Раз на югах деревья теряли морозостойкость, то в более жестких сибирских условиях ее можно восстановить. Что мы и делаем.
Итак, мои выводы:
Первый. Если в местности, где расположен ваш сад, никогда не росли здоровые, даже дикие деревья (нормальный лес), то и полноценные плодовые деревья расти не будут.
Второй. Пересадка дерева и уничтожение центрального корня снижают морозостойкость на несколько градусов этого конкретного дерева.
Третий. В качестве подвоя годятся только дикие “родственники” культурных сортов, выдерживающие отрицательную температуру до - 50С.
Четвертый (главный). На любом плодовом дереве имеются почки с повышенной морозостойкостью.
Пятый. Отбором уцелевших веток после аномальных холодных зим и последовательным их переносом (прививкой) на другие подвои можно за несколько поколений дерева увеличить или восстановить морозостойкость сорта.
Шестой. Таким же образом можно увеличить размер, сахаристость и другие качества плодов.
Седьмой. Семенное размножение и отбор лучших сортообразцов (известный путь в селекции) при массовом практическом применении приводит к деградации вида в целом, что и происходит.
Восьмой. Скрещивание двух сортов (роскошного, но не морозостойкого и скромного морозостойкого) дает среднеарифметический результат - посредственный вкус плодов и недостаточную морозостойкость.
Девятый. Оба эти способа дают определенный результат именно для той местности, где проводилась работа, но не севернее. Отсюда и невозможность “механического” переноса в Сибирь европейских сортов.
ВЫВОД: необходимо поэтапно продвигать лучшие сорта плодовых культур на Север и Восток, выращивая на новом месте (менее комфортном) несколько поколений последовательно - путем именно прививок (клонирования).
СЕКРЕТЫ УСПЕХА ВАЛЕРИЯ ЖЕЛЕЗОВА
У меня невероятно зимостойкие подвои, в корнях которых вырабатывается незамерзающий раствор. Чем дичее сорт, тем больший мороз он выдерживает. Не понимаю тех, кто выращивает подвой из семечек и косточек южных деревьев. Они никогда не будут обладать уникальными зимостойкими свойствами. У меня же 20 лет ушло на то, чтобы подобрать не просто зимостойкие, но и максимально совместимые с нежными южными сортами подвои. Чем нежнее сорт привоя, тем дичее должны быть корни подвоя.
И еще раз подчеркну, что лучше всего выращивать подвои сразу на постоянном месте, без пересадки. Стержневой корень при этом не обрубается. Из глубин земли он и качает незамерзающий раствор, своеобразный «антифриз», который помогает дереву выстоять.
Первое условие скороплодности - прививки. Но не на однолетний, а на трех-четырехлетний дичок. Второе - найти для прививки ту почку, в которой заложена программа не ветки, а дерева. Тогда за один сезон вырастает не только ствол, а целый скелет дерева, включая плодовые ветки. Бывает, осенью люди приобретают у меня саженцы, а весной следующего года они зацветают, хотя и однолетние. Важную роль играет и качество прививки. Чем она качественнее, тем меньше вероятность отторжения.
Еще один мой принцип - никакого укрытия на зиму. И саженцы прекрасно выживают!
Большое значение в зимостойкости дерева имеет посев в приствольный круг специальной садовой травы - полевицы побегоносной. Она образует плотный дерн и укрывает корни от сильных сибирских морозов.
В комплексе все эти агроприемы дают положительный результат. Вот почему мои усилия по распространению в Хакасии южных сортов плодовых деревьев, а также сортов Англии, Франции, США, Канады имеют успех. Саженцы, не вымерзают!
На фото - неукрывной и неутепляемый персик Хасанский в опытном саду Валерия Железова в Красноярском крае. Урожай 2007 года.
В.К. Железов, Хакасия, г. Саяногорск
Количество показов: 9244
Автор:
Железов В.К.