Наши сады очень старые, расположены под Москвой. Прогуливаясь однажды летом вдоль участков, мы остановились у соседнего сада, где цвел огромный куст калины Бульдонеж.
Любуясь его белыми шапками, мы спросили у хозяйки сада, сколько же лет этому растению. Пожилая женщина ответила, что калину сажала ее мама еще до войны.
“А вы знаете, - продолжала она, - цветов после войны в садах было мало. Все клумбы были отданы под огород.
В основном, сажали картошку. Из цветов остались только самые неприхотливые многолетники.
После 9 мая в город стали приходить эшелоны с военными, вернувшимися с войны. В садах и парках срывали все цветы и кусты, которые в то время цвели. В фильмах показывают, что солдат встречали букетами, в которых намешаны и луговые, и садовые цветы. Так и было на самом деле. Радости не было предела, и ее хотелось как-то выразить.
Тех солдат, кто вернулся пораньше, встречали сиренью, потом обломали и нашу калину Бульдонеж. Ни одной цветущей ветки не оставили.
Летом в парках срывали рябинник, а в садах - пионы и рыжие лилии. Мне тогда было 12 лет, и я не помню, что-бы кто-то ругался из-за сорванных цветов. А наша калина потом только лучше цвести стала.”
Соседка закончила свой рассказ, а я подумала: на открытках всегда тюльпаны - цветы Победы. А оказывается, они были такие разные, но всегда с радостью и от души.
Елена Вольская, г. Москва
Эту статью Вы можете найти в журнале "Волшебный сад" 2010 года № 4.