Садоводы - народ увлеченный, всегда стремятся вырастить что-то новое, необычное, редкое. Такую возможность предоставляет покупка посадочного материала по почте. Данный вариант приобретения растений имеет свои особенности, поэтому еще раз напоминаем о том, как правильно это сделать.
КАК ОФОРМИТЬ ЗАКАЗ?
В газетах и журналах по садоводству регулярно публикуются рекламные объявления частных питомников, а также крупных фирм-поставщиков посадочного материала. Адреса садоводов-любителей, которые готовы выслать семена и саженцы по почте, обычно указаны в конце статьи, где они рассказывают о редких и наиболее урожайных сортах.
В адрес питомника (или садовода-любителя) нужно отправить письмо с просьбой выслать необходимый сорт. Для ускорения ответа желательно вкладывать в письмо конверт с обратным адресом. В ответ вы получите каталог или список посадочного материала с ценами. К каталогу крупных фирм прилагается бланк заказа. В него нужно вписать названия растений, которые вам нужны, и отправить его поставщику.
Имейте в виду, что при заказе посадочного материала по почте поставщики устанавливают минимальную сумму заказа. Если вы планируете выписать только один сорт (или растение), то, скорее всего, вы получите отказ. Производителю это просто не выгодно. Изредка только частные питомники или садоводы-любители выполняют такие индивидуальные заявки.
В случае необходимости, можно договориться с друзьями и вместе с ними выписать несколько растений на предлагаемую минимальную сумму. Фактически заказ оформляется на ОДНОГО человека, который обязан его оплатить. Поэтому подбирайте компаньонов так, чтобы потом они не отказались от оплаты своей части товара.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
1. Прежде, чем делать заказ, найдите наиболее надежного поставщика. Лучше всего обращаться в известные питомники и фирмы. Солидная компания дорожит своей репутацией, поэтому предлагает качественный товар. Однако опыт показывает, что из этого правила существуют исключения. Громкое название фирмы не всегда является гарантией безупречного исполнения заказа. Журнал «Вестник цветовода» не раз публиковал заметки на эту тему. Надежнее выбирать поставщиков по отзывам тех людей, которые уже покупали у них посадочный материал.
Что касается частных предпринимателей и садоводов-коллекционеров, то обычно они ответственно выполняют все заявки, так как лично заинтересованы в привлечении покупателей.
2. Получив каталог, обратите внимание на стоимость саженцев и семян. Слишком высокие или низкие цены должны насторожить. К сожалению, всегда существовали мошенники (извините за грубое слово), которые пользуются неопытностью и доверчивостью людей.
Современная техника позволяет так сфотографировать растение, что в каталоге оно будет выглядеть необычайно эффектно. Рядом с такой фотографией даже очень высокая цена кажется вполне оправданной. В действительности цветение (или урожай) может быть гораздо скромнее. Если цены очень низкие, то они всегда привлекательны, но при этом качество посадочного материала может не соответствовать даже элементарным требованиям.
3. Описание сортов в каталоге тоже о многом говорит. Нередко растениям приписывают просто «волшебные» свойства. Например, в одном из каталогов предлагали «морозостойкие томаты» и «чудо-огурцы против алкоголизма». Естественно, это всего лишь рекламная уловка, ведь чудеса бывают только в сказках. Все наслышаны о землянике, способной «виться, как виноград». Но такой «вьющийся» сорт не может существовать, поскольку земляника от природы не имеет приспособлений для закрепления на опоре. Подобные характеристики рассчитаны на садоводов-новичков, которые слабо разбираются в растениях.
4. Особое внимание нужно уделить условию оплаты. Если требуется 100%-ная предоплата, то стоит задуматься, заслуживает ли фирма (или частник) вашего доверия. Необходимо иметь какие-то гарантии, что ваш заказ будет выполнен и вы получите свои растения. В прессе не раз публиковали заметки о том, как садоводы оказывались обманутыми. Например, высылали деньги в питомники, которых в действительности не существуют. Впервые сведения о таких махинациях появились в печати еще в 19 веке.
КАКИЕ НУЖНЫ ГАРАНТИИ?
Солидная фирма вместе с каталогом высылает бланк заказа, а иногда и договор, в которых даны ЮРИДИЧЕСКИЕ РЕКВИЗИТЫ ПОСТАВЩИКА. Должны быть указаны: полный адрес Поставщика (то есть, индекс, город, улица и дом по месту регистрации), а также ИНН и банковские реквизиты.
К бланку заказа (заявки) прилагается лист, где изложены ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКАЗА и варианты его оплаты Заказчиком. Здесь же определены сроки исполнения заказов Поставщиком и способы разрешения спорных ситуаций, если возникли претензии со стороны Заказчика.
Отдельным пунктом может быть зафиксирована возможность изменять цены в случае резкой инфляции и заменять отдельные сорта на равноценные при нехватке их у Поставщика.
ВНИМАТЕЛЬНО ознакомьтесь с условиями, предложенными Поставщиком. Если они вас устраивают, то поставьте свою подпись и дату. Имейте в виду, что подписанный бланк заказа считается вашим согласием на оплату товара. Отправляйте его Поставщику вместе с копией квитанции об оплате.
В случае претензий к поставщику, КВИТАНЦИЯ ОБ ОПЛАТЕ становится главным документом, подтверждающим вашу сделку с поставщиком. Также нужно сохранить все остальные бумаги, которые относятся к этой сделке, в том числе Правила оформления заказа.
Иногда вместо полного адреса поставщика указан только абонентский ящик. Многие садоводы-любители и частные предприниматели, которые заслуживают доверия, пользуются абонентским ящиком для получения почтовой корреспонденции, в частности, заказов на посадочный материал. Но, помните, что для нечестных людей - это удобная «лазейка», чтобы уйти от ответственности.
О КАЧЕСТВЕ
Многие садоводы хотели бы выписать растения по почте, но сомневаются, способен ли посадочный материал перенести длительную транспортировку. Особенно волнует состояние саженцев многолетних культур. Судя по опыту приобретения растений по почте, качественный посадочный материал неплохо переносит пересылку в течение двух недель. Этого времени достаточно для доставки посылки даже из сильно удаленных питомников. Чтобы саженцы не пересыхали во время транспортировки, их корни заворачивают во влажный мох и пленку.
Легче растения переносят пересылку в конце лета и осенью, когда период активного роста закончен. Весной нередко случается, что саженцы начинают расти в посылке и поступают заказчику с бледными побегами, которые образовались без доступа света. Такие саженцы нельзя выносить на солнце. Их нужно сажать только вечером и сразу притенить, чтобы они постепенно адаптировались к нормальному освещению.
Далеко не всегда поставщики указывают в каталогах размер предлагаемых саженцев. Поэтому садоводы порой бывают разочарованы, получая в посылке совсем маленький черенок с корнями. Теоретически из любого черенка можно вырастить здоровое растение, но практически, чем меньше саженец, тем ниже его жизнеспособность.
В случае доставки некачественного посадочного материала, подтвердить «брак» можно с помощью фотографий. Лучше всего вскрыть посылку прямо на почте в присутствии свидетелей. Если будет обнаружено плохое качество товара, то необходимо составить акт и заверить его свидетелями с указанием их паспортных данных.
ВЫВОДЫ
Анализируя все вышесказанное, может показаться, что приобретать растения по почте - всё равно, что «покупать кота в мешке». С другой стороны, это порой единственная возможность заказать по каталогу редкий сорт или получить его от опытного садовода. Благодаря почте коллекционеры разных стран обмениваются друг с другом растениями, а садоводы в «глубинке» выращивают самые современные сорта. К счастью, надежных поставщиков достаточно и посадочный материал приходит удовлетворительного качества.
По русской пословице, «Волков бояться - в лес не ходить»! Поэтому учтите наши пожелания и смелее знакомьтесь с новыми растениями. А вот «отдельным личностям», которые нечестно наживаются на этом благородном стремлении, хочется сказать: «Граждане, имейте совесть!»
Наталия Петренко, главный редактор
Если не указаны юридические реквизиты Поставщика и нет никакого бланка, где хотя бы кратко определены обязанности Поставщика, то лучше не соглашаться на 100%-ную предоплату. Распространенная форма оплаты почтовых посылок - наложенный платеж. Его вносят на почте при получении товара.
Количество показов: 17934
Автор:
Наталия Петренко