Как часто, рассматривая садовые журналы, мы с сожалением восклицаем:
Это не для нас! Такие стриженные формы могут быть только на юге.
В Средней полосе возможности сильно ограничены из-за климата, в котором не зимуют многие растения, пригодные для создания садовых скульптур. И все же, кое-что можно сделать. В этом нам поможет наш консультант, мастер топиарного искусства Владимир Ляпчев.
Имя Владимира Ляпчева знакомо садоводам, которые интересуются ландшафтным дизайном. Многие помнят его статьи в журналах по садоводству. Но Владимир дает нам не только теорию. Он "играющий тренер", проводит практические занятия и мастер-классы. Они проходят в разных регионах, с разным климатом. И с каждым годом география расширяется: Москва, СанктПетербург, Таруса, Ростов-на-Дону, Воронеж, Казань, Алматы, Тольятти, Петрозаводск, Екатеринбург, Челябинск, Уфа...
В социальных сетях можно, прочитать восторженные отзывы о полученном опыте.
Алексей Крюков, директор питомника "Алексеевская Дубрава" после мастеркласса:
Владимир Ляпчев удивительный лектор: харизматичный, энергичный, настоящий "человекпраздник". Он не рассказывает о чемто, он творит прямо по ходу общения со слушателями. Его работы украшают многие сады и парки российских городов, а авторские методики формирования и стрижки деревьев отличаются простотой и эффективностью.
Каждое дерево, каждый кустарник для него - живое существо, стремящееся к красоте. В его творчестве оживает гений Микеланджело - он видит в кроне растения форму и отсекает лишнее.
Мы попросили Владимира Ляпчева ответить на вопросы наших читателей.
Какие культуры подходят для стрижки в нашем климате? В литературе перечислено довольно много растений, а реально из практики? Что хорошо зимует и не "лысеет" после стрижки?
Как из литературы, так и из практики, для стрижки подходит очень много культур. Не просто для стрижки, а для создания артобъектов из живых кустарников и деревьев посредством формовки и стрижки.
Вопрос в другом из всех ли культур стоит делать "шедевры"? Когда я что-то создаю, то не только о художественном образе думаю, и не только о том, как этот образ впишется в ландшафтную композицию, но и о том, как потом эту форму поддерживать.
Например, прекрасно стрижется вяз мелколистный, из него что хочешь твори. Но он потом так быстро зарастает! Какому хозяину понравится каждые две недели его дорабатывать?
В нашем климате наиболее подходящие растения для фигурной стрижки - это многие виды туй, можжевельников, ели, лиственницы, кизильник, арония, ирга, разные виды спиреи и барбариса... Полный список получится очень длинным. Что-то лучше годится для формирования живых изгородей, из чего-то можно создавать живые скульптуры. Просто надо правильно выбирать время для стрижки и соблюдать агротехнику.
Хорошо зимует и не лысеет то растение, за которым правильно ухаживают. А стричь можно все, что угодно. Но есть растения, которые не очень охотно прощают огрехи начинающих топиариев. К таким культурам надо подходить с умом. В частности, это сосны.
С чего лучше начинать "набивать руку"?
Я сам начинал стричь со спиреи японской, чубушника, туй. Это довольно неприхотливые растения. К ним же относятся дерен, пузыреплодник - много благодатных видов, которые можно не бояться испортить стрижкой. Начинайте с создания простых форм. Например, живых изгородей из спиреи японской. Можно попробовать сотворить конус из туи или шар из нее же. Главное, не бояться.
Более того скажу, без обычной санитарной обрезки и стрижки вообще в саду трудно обойтись. Начните именно с этого. Попробуйте придать растению более культурную, благородную форму, убрав некрасивые ветви. А там дело пойдет!
Когда надо стричь лиственные и хвойные растения?
Любые виды лиственных и хвойных не переносят стрижки в момент активного сокодвижения. Это бывает весной. Поэтому я бы не рекомендовал подходить с ножницами к кустарникам и деревьям с середины апреля до середины мая.
В холодный период я не стригу, когда среднесуточная температура опускается ниже минус 4 градусов. Во-первых, древесина становится более твердой и хрупкой. В этот период, инструмент сильно тупится. А, во-вторых, есть данные, что при стрижке в сильные холода возможно появление морозобоин.
Перед стрижкой убедитесь, что ваш будущий артобъект находится в хорошей форме. Не стоит работать с ослабленными и чем-то больными растениями.
Какой уход необходим после стрижки?
Любые виды нуждаются в уходе в соответствии с сезоном и погодой. Особенно после стрижки нужен хороший, регулярный полив. Хвойным показано дождевание на крону, а вот перелив для них опасен.
Применение стимуляторов и адаптогенов подходит как хвойным, так и лиственным растениям. Можно пройтись Эпином по кроне и Цирконом - под корень.
Желательно перед стрижкой и формовкой дать удобрение по сезону.
Чем обрабатывать срезы?
В литературе данные разнятся. Ктото верит в целительные замазки садовым варом, другие авторы не видят в этом особого смысла. Я замазываю только большие срезы и то, в основном, с декоративной целью.
Для обработки ран я чаще всего использую лакбальзам или пасту "РанНет". По моим наблюдениям, хорошо заживают срезы, которые сделаны острым инструментам и по правилам обрезки.
Как делать бонсай из сосны сразу ее стричь с молодого возраста или дать сначала подрасти?
Вопрос не в бровь, а в глаз, как говорится. Чтобы делать бонсай из сосны, надо несколько лет учиться этому, а потом "забыть эту тему". Хотя, у нас все чаще под бонсаем понимают причудливое дерево в саду.
На самом деле, существует две техники. Есть бонсай буквально "дерево на блюде", а есть ниваки "дерево в саду". Разница в том, что у ниваки корни находятся в грунте, их не подвергают обрезке. Формируют только крону. В отличие от бонсая, ниваки это не карликовое растение.
Ниваки, если работать чисто по японским технологиям, очень сложная тема. Там же философия в каждой веточке, в каждом изгибе! В Европе в основном делают стилизацию под японские ниваки, не заморачиваясь с философией.
В любом случае, с сосной работать сложно и сначала действительно надо хоть чтото в этой профессии освоить. Потренироваться можно на тех же можжевельниках казацких или на ели колючей Glauca Globosa.
Вообще, японцы начинают формировать ниваки, когда растению примерно пять лет. И формируют готовую форму еще лет пять. Это общепринятая техника и для нас. Для начала надо запастись терпением!
Как исправлять уже купленный бонсай, если вдруг пошла новая вертикальная ветка, обрезать? А если оставить ветку, то, в каком возрасте ее гнуть?
Технология загиба веток довольно сложна. Это занятие для особо продвинутых и дотошных садоводов. Общие рекомендации дать сложно. В каждом конкретном случае надо действовать по месту. Возможно, пригласить дизайнера, чтобы наметить план работ.
Если ветка выстрелила в ненужном направлении у готовой, купленной формы, то легче ее просто обрезать. Главное, не оставлять пеньков, срезать "на кольцо" либо до ствола, либо до развилки с другой веткой.
Когда речь идет о готовом ниваки из сосны (я предпочитаю все же правильные термины), то в принципе, можно ухаживать за ним и самостоятельно. Для этого надо отстригать молодые приросты обычными садовыми ножницами с первого дня июня и до середины месяца (именно в этот период для сосны). Таким образом ниваки долго можно держать в очень приличном виде. Но чтобы кардинально исправлять или менять готовую форму, тут, повторюсь, нужны знания и большой опыт.
Какие советы вы могли бы дать начинающим?
Начинающие, как правило, впадают в крайности. Либо боятся с ножницами подойти к растению, либо так увлекаются, что потом и отрастать нечему. Такой вывод я сделал из общения с аудиторией на своих мастер классах.
А если серьезно, то для начала надо обзавестись правильным инструментом. Минимальный набор садовника это секатор, садовые ножницы и пила.
По производителям и качеству инструментов я пока не буду давать советов, начинающие пусть ориентируются, прежде всего, на свой кошелек. Но в любом случае, режущие части должны быть чистыми и остро заточенными.
Превыше всего, как для опытных, так и для начинающих, должна быть техника безопасности. Работать только в перчатках и защитных очках. Надо так же помнить, что у некоторых растений ядовитый сок (например, тисс, многие виды туи и можжевельника), поэтому все открытые части тела лучше защитить одеждой, а потом тщательно вымыть с мылом.
Тем, кто хочет освоить искусство фигурной стрижки и обрезки, я бы посоветовал начинать с простых геометрических форм шара, куба, конуса, простого параллелепипеда.
Попробуйте формировать правильной формы живую изгородь. Тренируйтесь на низкорослых объектах. Есть множество приемов, позволяющих даже при неразвитом глазомере сделать правильную форму. Ну, а навыки дело наживное. Не получается у того, кто ничего не делает!
Следует помнить, что создание зеленых живых скульптур это все-таки искусство. Поэтому надо смотреть образцы лучших мастеров, развивать художественный вкус, ездить по красивым садам и, конечно, читать профессиональную литературу.
Владимир Ляпчев, мастер топиарного искусства.
Фото автора