По слухам, в аграрном университете Канады висит плакат:
"НЕМЕЦКИЙ УЧЕНЫЙ САКС, ИЗОБРЕТАТЕЛЬ ПЛУГА, ПРИНЕС МИРУ ВРЕДА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВСЯ ГЕРМАНИЯ ВО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ!"
Тем не менее, мы, в большинстве своём, пашем наши поля. Часто это делается даже дважды за сезон - весенняя предпосевная пахота и "подъём зяби". Аналогично, и для садовых участков до сих пор существуют рекомендации "вскопать перед посевом" и "вскопать под зиму для уничтожения вредителей и болезней".
Почему? Зачем? Есть ли смысл в этих рекомендациях? И есть ли другие варианты?
Напомню минусы пахоты - перекопки.
1. Это огромные затраты труда, времени и энергии (горючего), а также растянутые поясницы, мозоли и проч. При этом "рыхлой" почва бывает до первого хорошего дождя.
2. Зато при этом разрушается стабильная структура почвы, сложная система ходов и каналов (тоненьких - для поднимающейся снизу воды, и широких - для воздухообмена, необходимого и корням растений, и биоте почвы).
3. Оборачивание пласта меняет местами "этажи" почвы, заселённые разными существами - аэробами и анаэробами, влаголюбивыми и засухоустойчивыми... Соответственно, значительная часть их гибнет, и почвенный комплекс тратит много времени и сил, чтобы хоть как-то восстановиться. Заметим: фактически, почвенная биота - это надорганизм типа муравейника или пчелиной семьи. Только значительно сложнее и многообразнее. Каково будет муравейнику после перекопки?!
4. Трактор худо-бедно взрыхлит верхние слои (пахотный горизонт), а вот ниже почва трамбуется под тяжестью техники (и наших ног) и образует многолетнюю плужную подошву - твёрдый слой, через который почти не проходят корни культурных растений, не проникает влага и воздух... Нижние горизонты практически исключаются из водного и минерального обмена, поэтому вся жизнь лишь в пахотном слое. Чуть засуха - и всё! Ведь растения без глубокой корневой системы слабы и болезненны.
5. "Борьба с сорняками" путем перекопки приводит к массовому появлению их новых всходов из вывернутых на поверхность семян (из многолетних заначек).
Много ещё чего можно сказать про вред вспашки. Тем не менее, мы продолжаем пахать (и копать). Почему?
Все слышали популярное ныне выражение - "глупый растит сорняки, умный растит урожай, а мудрый растит почву". Глупые сейчас, конечно, тоже есть. Но больше умных - и среди дачников, и среди руководителей крупных хозяйств. Они растят урожай (считается, что он выше на перекопанной почве). Только вот делают они это за счёт разрушения почвы и потому, гробят будущие урожаи. Каким образом? А вот каким.
В норме все потребности биогеоценоза обеспечиваются за счёт превращения органики, выращенной в течение сезона растениями, - их выделениями, опадом, отмершими корнями и надземными частями. А выделяющийся в этих процессах углекислый газ возвращается для участия в фотосинтезе. И лишь пять процентов от этой круговерти превращается в стабильный гумус, остающийся в почве на долгие годы, а иногда на сотни лет.
Так образовались чернозёмы, в них много гумуса. У этого компонента другие задачи - он инертен, плохо разлагается, плохо кормит растения - в природе лишь в экстремальных ситуациях. Но это важный структурообразователь почвы, это мощный буфер, в котором прячутся на века излишки тяжёлых металлов и других ксенобиотиков, это обменная система, связывающая поступающие питательные вещества и "по требованию" отдающая их растениям.
Наконец, синтез многих нужных сообществу веществ идёт в присутствии достаточного количества "инертного" гумуса. Более того, внесённая минералка может принести пользу и не наделать много вреда лишь там, где опять же достаточно гумуса.
А вот при вспашке мы заставляем эту многолетнюю органику быстро разрушаться - "минерализоваться" с выделением углекислого газа, потому что, вывозя с полей ВСЁ, мы лишаем агроценоз источника углерода - быстроразложимой свежей органики. А без углерода не из чего строить организм растений, которые должны давать урожай.
Конечно, углекислый газ есть в атмосфере, но его там слишком мало - всего 0,03%. Да и их не будет над полем в солнечный день. Вся надежда на тот - почвенный. У растений даже устьица расположены с нижней стороны листа, чтобы не пропустить, ухватить СО2! И вот, тот гумус, что природа растила сотнями лет, мы быстренько "минерализуем" - при каждой(!) вспашке минус 500 кг с гектара.
Есть такое понятие - "выпаханность почв" - это когда мы их вспашкой-минерализацией уже загробили. В старину на Руси поля отправляли в залежь или перелог - 20-30 лет не тревожили! Поля зарастали бурьянами, затем луговыми травами, биогеоценоз потихоньку восстанавливался, гумус подзапасался, а потом всё повторялось по новой. Благо, земли у нас хватало, а народу было не очень много. А когда не хватало - переселялись куда-нибудь ещё, например, в Сибирь.
Теперь мы не можем себе позволить такую роскошь. А технологии не поменялись, только сыплем еще прорву удобрений. А отдача от них всё меньше, а цена их всё выше... Да приправляем это всё отравой "от вредителей", "от болезней", "от сорняков"...
Я даже не говорю о "пользе" такого урожая для нашего здоровья. И почвенная жизнь, и сами растения страдают. Яды есть яды. И "избирательность" у них совсем не абсолютная.
Аууууу! Где вы, мудрые!? Когда ваши решения и методы "выйдут на широкие поля"?
И вот, когда жареная птичка уже кружится вблизи от "нижних полушарий" (а разве человечество когда-нибудь делало иначе!?), появилось много "почвосберегающих" технологий. Поверхностная обработка, предложенная в начале 20-го века Овсинским, травопольные севообороты Вильямса, в последние годы "нулевая обработка" со стерневыми сеялками, методы узкополосной обработки почв...
Но! Многое из придуманного приехало к нам из-за рубежа, куда "птичка" прилетела раньше. А там эти технологии завязаны на гербициды - дорогие, и вновь ЯДЫ!
Кроме того, "птичка" замаячила тогда, когда в почвах уже совсем мало осталось жизни. Часто совершенно недостаточно. Когда запаханная солома по три года лежит в почве, оставаясь как новенькая, надо уже что-то делать!!
Что характерно, добавка мочевины или селитры не помогает, ведь это лишь "приправы" для целлюлозолитических бактерий. А если их нет?!
Зато появляются другие организмы - как известно, "свято место пусто не бывает". А если ещё и кушать хочется... Многие до поры тихие сапротрофы начали переходить на живые ткани растений. Например, псевдомонас сиреневый. Жил себе тихонько под сиренью, никого не трогал... Сейчас это один из серьёзнейших патогенов, вызывающий так называемый базальный бактериоз. И уже не спасает возврат пожнивных остатков и севооборот - псевдомонас живёт на соломе любых культур. И уничтожать солому и пожнивные уже нельзя - почвы без них окончательно погибнут!
Бактерия вырабатывает токсины белковой природы. Один из них, попадая в клетки растений, повышает температуру замерзания воды в тканях с минус 7-9 градусов до нуля - минус двух. В результате лёгкие заморозки губят озимые. Поднимаясь с пылью в атмосферу, псевдомонас с его белком изменяет температуру замерзания капель воды в облаках - массовые в последние годы грады на югах прямо связывают с этим явлением.
Другой белок мешает образованию сильной корневой системы. В результате любая засуха становится губительной.
При стечении неблагоприятных условий бактериоз может "украсть" 70-85% урожая. Помимо воздушного переноса, бактерию разносят и насекомые, в том числе опылители, в том числе пчёлы. Спрятаться от неё невозможно. И в Татарии, судя по картам, она уже есть.
Проблема эта, кстати, вполне всемирная. Наши заокеанские "друзья и партнёры" решили исправить природу кардинально. Они создали генно-модифицированный псевдомонас, не вырабатывающий вредный белок, и выпустили его в дикую природу.
Мне неведомо, с какого бодуна господа решили, что "беззубый" продукт инженерии вытеснит природную форму. В результате же прижились и дружно размножаются оба штамма, любезно при этом обмениваясь генным материалом. Агрессивность же лишь повысилась.
Ещё один "оборотень" - грибы рода Фузариум. Он тоже до недавних пор не доставлял агрономам беспокойства. Но всё меняется. Сейчас фузариозы стали одной из главных вредоносных инфекций. Вспомните, как на наших участках внезапно вянут и гибнут кусты земляники, баклажанов, астры и циннии. А виноват обычно фузариоз!
Очень часто грибы и бактерии объединяются и нападают одновременно. И растения страдают от обоих!
Как говорил ослик Иа-Иа - "грустное зрелище, душераздирающее зрелище..."
Тем не менее, не всё так безнадёжно. Надо просто скорее начинать "растить почву". Пора мудреть, господа, - мудрые растят почву.
О приемах, которые возвращают плодородие почвы и восстанавливают ее структуру, читайте в следующем выпуске.
Сергей Любарский,
кандидат биологических наук, директор Ботанического музея Казанского федерального университета