Садоводы обычно жалуются на те растения, которые ведут себя своевольно. Но можно сделать эти растения своими помощниками, если не торопиться их выкапывать, а изучать как "артефакты" нашего садового творчества и использовать в дальнейшем при создании сада. Приведу примеры, которые появились на нашем участке, где мы создаем Сад Русской природы. Участок находится в Нижегородской области. Специфика этого сада такова, что в нем, кроме декоративных культур, много природных видов, за которыми ведется наблюдение и к которым так же внимательно относятся, как и к "благородным" садовым растениям.
Артефакт в археологии - объект, подвергнувшийся в прошлом воздействию человека, обнаруженный в результате целенаправленных археологических раскопок или какого-либо единичного, иногда случайного события. Примерами артефактов являются каменные инструменты, ювелирные изделия, оружие, керамика, постройки и их детали, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. Артефакты изучаются археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Ценные с точки зрения науки или искусства артефакты демонструются в музеях и на выставках.
Весенние артефакты самые неожиданные. После выкопки тюльпанов в земле остается много мелких луковок. Весной они прорастают всего одним листом, но удалять их жаль. Оказалось, что эти листья проросли там, где была посажена сон-трава (фото 1). Совершенно не предполагалось, что новые сорта сон-травы окажутся среди "зарослей" тюльпанов. Но гладкие листья тюльпанов и пушистые листья прострела (так еще называют сон-траву) выразительно контрастируют. Фиолетовые цветы тоже ярче смотрятся на зеленом фоне. А затем легкие соплодия сон-травы на фоне широких листьев тюльпанов становятся заметнее.-
На соседней полянке тюльпаны красуются вместе с пастушьей сумкой (фото 2). Недавно на этом месте высадили пионы и положили декоративные камни. И вдруг, такая прелестная картина! Естественно, пастушью сумку никто не сажал насеялась сама. Ее мелкие цветочки, словно кружева, окружают розовые тюльпаны. Да, сорняк. Но как чудесно получилось! Махнув рукой и забыв про элегантные пионы, любуюсь этой природной красотой. Пионы позднее освоят это пространство.
А вот артефакт второй половины лета. Рудбекия тоже своевольное растение, особенно в саду, где хороший слой рыхлой плодородной земли. Произошел обильный самосев не срезанных на зиму соцветий (этому помогают и птицы, разнося семена в разные уголки). И сад вдруг объединился огромными куртинами различных сортов рудбекии, имеющихся в нашем хозяйстве (фото 3, 4). Ходить по саду стало интересней. Перед глазами то массив махровой рудбекии сорт Черноглазая Сюзанна, то чистожелтые "лохматые" цветы от ее же самосева, то куртина рудбекии с коричневыми переливами...
Рудбекия прекрасно сочетается с природными и декоративными злаками, которые тоже легко сорничают. И вот прекрасная декорация под закат лета (фото 4). Кто-то скажет: "Опять сорняки!" Но попробуйте мысленно убрать их из сюжета. Получится "плоская" поляна желтых цветов. Кисти злаков придают картине динамики и добавляют естественного природного шарма.
Даже под окном, на приподнятой клумбе, где на зиму остался поздний букет с красивыми соплодиями, рудбекия стала полновластной хозяйкой (фото 5). Ромашки (нивяник) здесь не выживали приподнятые клумбы быстро пересыхают. Культурный гибридный нивяник после летней спартанской жизни вымерзал. А рудбекия растение почти степное. У него такие же крупные цветыромашки, что здесь и требовалось для создания темы сельского дома. Зато с северной стороны веранды самовольно вырос природный нивяник и оживил композицию с хвойными растениями (фото 8).
Примеров садовых артефактов много. Возьмем мелиссу. Как и рудбекия, она размножается сама, вырастая там, где ей вздумается. И здесь она прижалась к благородной лилии (фото 7). Нечаянное сочетание, а стильная получилась пара! Серебристое опушение мелиссы оттеняет розовую прелесть лилии и гармонирует с ней. Мелкие цветки мелиссы делают "букет" законченным и воздушным.
Еще одна нечаянная находка - пиретрум под кроной сливы (фото 8). Случайно там оказался. Но картина достойная кисти художника. Всё взвешено: и композиция, и цветовой акцент, и динамика нисходящей ветки... Зеленые плоды, будто игрушки, специально развешанные на ветке.
Давайте подводить итог. Все эти примеры могут разнообразить сад и стать основой для новых композиций. Возможно, сама идея вам понравится, и вы возьмете ее на вооружение. А растение-сорняк замените потом на что-нибудь похожее. Не торопитесь чистить сад от случайных всходов культурных и диких растений. Сама природа подсказывает вам идеи. Нужно только увидеть и понять их красоту.
Фотографии и текст из книги Ирины Калистратовой
"Практикум садового творчества"
Количество показов: 4826
Автор:
И. Калистратова