Цветы красивы сами по себе. Нарциссы и тюльпаны почти самое первое украшение сада, и оттого к ним особое отношение. Уникальные сорта (махровые, попугайные, бахромчатые, букетные) своей экстравагантностью совсем отвлекают нас от забот о композиционном решении весенних цветников. Чем больше тюльпанов или нарциссов в куртинах, тем радостней сад. Чаще всего мы даже не задумываемся над тем, как их скомбинировать с другими растениями или друг с другом. Нас не заботит, как сделать такие цветы еще более выразительными, ведь они сами целый букет. Больше нас волнует время посадки и выкапывания, способы маскировки увядающих листьев. Но если мы остановимся однажды и начнем рассматривать сад в целом, а не отдельные цветы, если постигнем законы гармонии, то сможем создать запоминающиеся на всю жизнь весенние картины сада. Приведу лишь несколько примеров из "Сада Русской природы", который создаю сама.
ФОТО 1. На большом открытом пространстве красные тюльпаны, словно знаменосцы. Цветы посажены группой и привлекают внимание издалека. Но здесь они выполняют и другую функцию. А именно, помогают объединить цвет крыши дома и цвет кустарника (барбариса) в единую композицию. Без тюльпанов барбарис просто сольётся с пурпурным шифером. Тюльпаны как бы "вырывают" красный цвет из пурпура и делают его более заметным. Дело в том, что в пурпурном смешиваются красный и синий. Вот эта красная составляющая и объединяет всю композицию.
ФОТО 2. На первый взгляд, принцип тот же: в главной роли букет тюльпанов. Но эта композиция создана на основе гармоничных цветов и контрастов. Здесь на равных правах солируют фиолетово-пурпурные тюльпаны и спирея японская со светло-желтой листвой. Будоражащий гармоничный контраст желтого и фиолетового задает весеннее настроение.
Кроме того, композиция не так проста, как кажется. Присмотритесь, пурпурные кончики верхних листьев спиреи перекликаются с пурпурным цветом тюльпанов и слегка гасят общий контраст с желтой листвой. Этот тонкий нюанс придает композиции особую изысканность.
ФОТО 3. Учитесь соединять приятное с полезным. Зеленый фон у цветов это вовсе ее травка. Среди большой куртины лукаслизуна (самой ранней диетической зелени) цветут бахромчатые тюльпаны красных и розовых сортов. Лук-слизун зацветет лишь в августе, а пока мы можем разнообразить его тюльпанами. Причем композиция может быть "долгоиграющей", если выбрать сорта с разным сроком цветения. Самими первыми зацветают тюльпаны Кауфмана и Грегора. Они совсем невысокие, поэтому соразмерны едва поднимающимся листьям лука. На смену этим тюльпанам придут бахромчатые, а после них, одновременно с отрастающим луком, поднимутся высокие Дарвиновы гибриды.
ФОТО 4. По смыслу композиция повторяет фото 3 тоже лук + тюльпаны. Но эти цветы более изящны: длинные стебли, узкие лепестки. К таким тюльпанам лучше подходит шнитт-лук. У него тонкие трубочкилистья, которые не полегают и все время устремлены вверх. Шнитт-лук очень полезен, с ним получается замечательная окрошка. Казалось бы, обычная ранняя зелень, а вместе с цветами он обретает новое звучание. Лук играет благородную роль фона и подчеркивает красоту тюльпанов.
ФОТО 5. Теневой уголок, и сразу несколько идей. Во-первых, желтый это цвет солнца, он добавляет света. Во-вторых, тюльпаны посажены не плотной куртиной, а по отдельности. Таким образом выдержан природный стиль: тюльпаны проросли как бы случайно среди зеленого покрова листвы. В-третьих, картине придается динамика. Это достигается за счет небольшой неуравновешенности желтого и голубого. Если вместо брунеры посадить сортовые фиалки сиреневого цвета, то картина будет статичной, а с голубым она становится подвижной, что очень важно среди крупных листьев брунеры. Кстати, важна и форма тюльпанов. Заостренные изогнутые лепестки тоже добавляют движения.
ФОТО 6. Здесь нужно было подчеркнуть тему природного уголка вокруг корейской пихты. Природный тон задает старый пенек, демонстрирующий свой возраст на срезе. Рядом с ним, в окружении простенькой травки, наиболее приемлемыми оказались карликовые нарциссы. Их почти игрушечные букетики не довлеют над преклонным возрастом древесины, а склоняют в смирении свои юные головки. Композиция строится на этой едва уловимой идейной гармонии и контрасте.
Чтобы создавать такие картины, нужно знать сроки цветения разных культур и стадии их развития. А еще постоянно наблюдать и стараться увидеть, какие растения будут хороши вместе. Возможно, придется записывать. Это потребует определенной работы. Но результат действует вдохновляюще и дарит прилив новых сил.
Фотографии и текст из книги Ирины Калистратовой
"Практикум садового творчества".
Количество показов: 4566
Автор:
И. Калистратова