Подобные вопросы задают довольно часто. К сожалению, это свидетельствует о том, что цветоводы мало читают садовую литературу.
В газетах и журналах регулярно напоминают о том, что с гибридных растений не следует брать семена. А современные бархатцы, как правило, имеют гибридное происхождение. Столь краткое объяснение для многих садоводов совсем не убедительно. “Цветы такие красивые! Почему бы не попробовать? Уж бархотки-то точно вырастут!” - Чаще всего так думают пенсионерки, которые любят сеять своими семенами. Но в результате - напрасные надежды и разочарование.
Как же убедить садоводов больше не делать бесполезных попыток?
Практика показывает, что человек только в том случае соглашается с чем-либо, если понимает суть проблемы. Попробуем ее разъяснить.
Изначально были две группы бархатцев: низкорослые с мелкими цветами и высокие с крупными цветами. Но люди всегда хотели иметь то, чего нет. Поэтому они старались получить новые растения, у которых были бы крупные цветки и низкий компактный кустик.
Чтобы добиться желанного результата, скрещивали сорта с разными свойствами. Например, пыльцой крупно-цветковых растений опыляли цветки низкорослых или наоборот. В конце лета собирали семена. Фактически, семена - это и есть гибриды, они несут в себе свойства обоих родителей.
Конечно, процесс получения нужных гибридов гораздо сложнее. Не от каждой пары растений рождается цветок с необходимыми свойствами. На подбор подходящих родительских форм уходят годы. Но селекционеры - упорный народ, и они добиваются успеха.
При скрещивании растений с разными свойствами нужные качества сохраняются только в первом поколении. При посеве семян на второй год происходит явление, которое ученые называют “расщеплением признаков”. Упрощенно его можно представить так. У растений, выросших из семян гибридов, признаки низкорослости и крупноцветковости больше не связаны вместе. То есть они больше не проявляются в одном растении (расщепляются). В данном случае вместо низких бархоток с крупными махровыми цветами вырастают высокие с простыми цветами.
Однако среди всего потомства, выращенного из этих семян, встречаются и растения с крупными махровыми цветами, и обычные низкорослые бархотки. Таким образом, все признаки, которые мы хотели видеть в одном растении, присутствуют в потомстве, но у разных растений.
Создание современных гибридов - это сложный, многоступенчатый процесс. Родительские формы часто сами являются гибридами. А значит, в семенах гибридов собран большой генетический материал. При их посеве могут появляться растения с другой окраской и формой цветка. В нашем случае, бархотки оказались не желтыми, а оранжевыми. Видимо, такая окраска была у “бабушек” или “дедушек” этих цветов.
Подобная картина и с другими однолетними цветами. Гибридные циннии, календула и турецкая гвоздичка при посеве на второй год теряют махровость и размер цветка.
Гибридные семена первого поколения отмечаются символом F1. На пакетиках он указан рядом с названием. Если семена отмечены таким знаком, то сеять их можно только один раз. Для посева на следующий год опять покупать семена.
Итак, от гибридов семена сеять нельзя. А можно ли брать семена от сортовых бархоток, у которых нет значка F1? К сожалению, даже сортовые растения не гарантируют, что у вас вырастут такие же цветы, как в прошлом году. Бархатцы выращивают все, и ваши цветы могут переопылиться с соседними. Получаются гибриды свободного опыления, а они бывают не похожи на “мамочку”. Но обычные низкорослые бархатцы, как правило, не меняются.
Эту статью Вы можете найти в журнале "Волшебный сад" 2010 года № 8.