Утром еще из открытого окна мы почувствовали необыкновенную свежесть. Вышли из дома и ахнули. С цветов вспорхнули десятки бабочек. Такого количества я не видела даже на выставке живых бабочек в Москве. Цветы, ради которых мы приехали, сразу отошли на второй план.  Фото 2. Таволговая  пестрянка прилетела  с  лугов.  
   
     
      
     
   
      - Почему их так много? - спросила я у хозяйки. И Елена Петровна поведала нам свои тайны. 
   
     
      
     
   
       - Наверное, все дело в том, что близко заливные луга.
   
     
      
     
   
      - Неправда, - возразила я. - Прежде я уже бывала в этих садах. У других такого количества бабочек нет.
   
     
      
     
   
      - Ну, тогда это мое достижение. Мой внук не очень любил ездить в сад. Но ему всегда нравились бабочки. Он такой наблюдательный! Все время сообщает мне что-то новое, чего я за всю жизнь не  увидела. Теперь он с удовольствием у меня гостит. Может быть, бабочки - это его призвание?
   
 
     
      
     
   
      - Значит, вы специально развели их в саду? Как это вам удалось?
   
     
      
     
   
      - А вы посмотрите, сколько цветов. Вот на них они и летят. 
   
     
      
     
   
      Действительно, цветы были повсюду. Причем самые разные: “элитные” и простые и даже пересаженные из лугов. Под яблоней разрослась настурция, вдоль дорожки благоухал алиссум. Флоксы слились в единый ковер: белые шапки переходили в розовые, малиновые и сиреневые. Повсюду виднелись ромашки, наперстянки, колокольчики. Фото 3.  Ложная  пестрянка завтракает  на  астильбе
   
     
      
     
   
       У забора высились клопогон и дельфиниум.  
   
     
      
     
   
      Над грядками поднимались зонтики укропа, а в капусте горели рыжие “ноготки”. И кругом порхали разноцветные крылья. Невольно подумалось: наверное, так выглядел рай. 
   
     
      
     
   
     
      
     
   
     
      
     
   
    
  Елена Петровна вела нас по саду.  Я слушала ее комментарий, а дочь фотографировала. 
 
   
     
      
     
   
      - Бабочкам нужна подкормка. Ищут они, в основном, нектар. Мой сад - как десертное кафе.  Участок небольшой, всего шесть соток. Но цветы посажены очень плотно, поэтому “меню” самое разнообразное. Есть и лекарственные растения, бабочки их очень любят. Вон там душица, мелисса, монарда, шалфей, мята. Фото 4.  Крапивниц в  саду всегда  много. 
   
     
      
     
   
      Очень нравятся бабочкам душистые цветы и кустарники: сирень, жасмин, золотистая смородина. Недавно посадила буддлею, ее называют “бабочкин куст”. 
   
     
      
     
   
      
В 8 лет внук заметил, что на махровые цветы бабочки садятся меньше. Сделал вывод, что им крылья мешают. Не могут они сквозь лепестки до нектара добраться, а длины хоботка не всегда хватает. Махровые цветы опыляют шмели, они везде проникают. Специально для бабочек я посадила сорта роз и пионов с открытой серединкой, они тоже красивые! (Фото 9,10).  Фото 5.  
Гусеница  травяного  шелкопряда. 
   
      В Интернете нашла название самых распространенных  бабочек и изучила их привычки. Оказывается, у разных видов свои предпочтения. Одни бабочки выбирают яркие цветы. Другие летят только на луговые, причем зачастую совсем невзрачные. Например, бабочка махаон любит душицу, таволгу (или лабазник), а также зонтичные цветы. Возле сирени вырастила для него букет моркови - часто его навещает. А вот гусениц махаона можно увидеть на укропе и фенхеле. Толстенькие такие, с черными и оранжевыми полосками. 
   
     
      
     
   
    Красавицы 
   
    и чудовища
   
     
      
     
   
     
      
     
   
     
      
     
   
      
- Вы говорите о гусеницах почти с любовью. Но они же такие противные! Не боитесь, что они съедят все растения? 
 
   
     
      
     
   
      - Распространенное заблуждение. Личинки красивых бабочек встречаются единицами, в то время как вредные гусеницы чаще “пасутся” десятками  особей. У  бабочек-вредителей гусеницы, как правило, мелкие  (или средние), окраска серая или зеленая. Гусеницы красивых бабочек крупнее, имеют яркую расцветку, длинные щетинки или волоски. В нашем саду самые крупные гусеницы у бражников. Фото 6. Махаон  у нас  не  редкость.
   
     
      
     
   
      Кстати, о внешности. Толстых бегемотов почему-то никто не считает уродливыми. И вообще, гусеницы не виноваты, что они от природы такие. Представьте, в каких красавиц они превратятся, и вы сразу будете к ним более снисходительны.  
   
     
      
     
   
     
      
     
   
     
 Если вы хотите иметь у себя бабочек, вам придется смириться с гусеницами и не трогать их. Большинство европейских бабочек дают за лето одно-два поколения, поэтому если убьете гусеницу, то бабочки вы не увидите. Отъявленных вредителей (гусениц белянок и совок) я уничтожаю (лепитоцидом), а всех остальных берегу. Конечно, они повреждают листья, но не овощных растений. А цветы от этого сильно не страдают. Фото 7.  
Перламутровка любит  мелколепестник.
 
   
     
      
     
   
      В принципе, бабочка - это взрослая особь, а гусеница - “ребенок”. Для роста ей нужно много еды. В прошлом году мы наблюдали за аппетитами одной такой “малышки”. Толстая зеленая гусеница бражника скушала 8 листьев белокрыльника в нашем пруду. Причем каждый листик - с детскую ладонь, и черешки с палец. Но мы следили за этим с интересом: пусть ест, “крошка”. Потом она перебралась на бадан, но он ей показался не по вкусу. Скорее всего, она выбрала его, чтобы окуклиться. Плотный лист бадана - надежная “крыша”. Из такой крупной гусеницы непременно выведется что-нибудь красивое, и съеденных листьев совсем не жалко. 
   
     
      
     
   
     
 Даже гусеницы боярышницы, которую считают вредителем, оставляют незначительный след. А белых порхающих бабочек видеть очень приятно.  Фото 8. 
 Адмирал в  конце сентября.
 
   
     
      
     
   
      Кстати, кормовыми растениями для гусениц часто являются сорняки. Все знают крапивницу, ее назвали так потому, что личинки питаются на крапиве. Там же обитают гусеницы павлиньего глаза и адмирала. Кроме крапивы, они едят и некоторые садовые растения (например, хмель), но больших потерь нет. Бражник винный любит иван-чай и подмаренник. Личинки перламутровки едят кровохлебку. Для них и пересадили эти цветы из лугов. 
   
     
      
     
   
      Очень важно обеспечить питание бабочек поздней осенью, чтобы они лучше перезимовали. Поэтому у нас растут многолетние астры, очиток видный, безвременник, осенние крокусы.  Эти растения цветут до ноября. Долго держатся алиссум и анютины глазки. Повторно цветет танацетум (ромашка девичья), с цветами уходит под снег.  
   
     
      
     
   
     
 Зимуют бабочки на разных стадиях, иногда в куколках. Ищут для этого укромные уголки. Однажды осенью на двери сарая мы обнаружили целую колонию куколок. Стали наблюдать, кто из них выведется. Всю зиму куколки висели с внутренней стороны двери без изменений. В апреле мы открыли сарай, и на нас вылетело множество бабочек. Кажется, это были крапивницы. Мы вспомнили, что рядом с сараем у нас заросли крапивы. Когда дверь была открыта, гусеницы заползли на нее и устроились зимовать. Фото 9.  Винный  бражник летит  на ароматные цветы.
 
   
      
  
      Вот так мы “развели” бабочек. Едва сошел снег, а у нас уже порхала стайка нарядных красоток. И снова им нужна пища. После долгой зимы она жизненно необходима! Весной они лакомятся на крокусах, галантусах и пролесках.  
   
     
      
     
   
      Привлечь в сад бабочек совсем несложно, стоит только захотеть. От нас зависит, чтобы красоты в саду стало больше. Фото 10.  
Боярышница  на  шалфее. Фото 11.  
Куколка бабочки  боярышницы.
 
   
     
      
     
   
     
      
     
   
     
      
     
   
     
      
     
   
     
      
     
   
     
      
     
   
     
      
     
   
    
   
     
      
     
   
     
      
     
   
    Рассказ записала А. Горячева, 
   
    г. Н. Новгород
    
 
     Эту статью Вы можете найти в журнале "Волшебный сад" 2010 года № 7.