Главная   Карта сайта   Версия для печати







LK24 (1).jpg


Поможем выбрать

Авторский сад

  • белая-аллея.gif>
Авторский сад
  Создавая свой сад, человек ориентируется не только на современные тенденции в ландшафтном дизайне, но и делает его созвучным своему восприятию мира. В той или иной мере, каждый сад - это отражение души и характера его хозяина. Именно поэтому в своем саду человек чувствует себя наиболее комфортно и уютно. 

  Но далеко не все решаются через дизайн сада выразить свою душу, стесняясь приоткрыть ее для других, или просто не верят в свои творческие способности. Они продолжают копировать чужие идеи, подражая современной садовой моде. Сегодня разговор на эту тему ведет биолог питомника “Лесной уголок” и психолог Ирина Юрьевна Калистратова. 

Найти свою идею

  prio.jpgПредставление о том, что такое авторский сад, появилось у меня  после многочисленных встреч с садоводами. У кого-то сад на севере области или в низине, где скапливается холодный воздух и многие растения не зимуют - эти садоводы особенно тщательно подбирают растения. Другие делают акцент на  форме крон деревьев, для третьих важен цвет... 

   Когда сад подчинен какой-то идее, он постепенно обретает имя. Сад нашей семьи называется “Лесной уголок”.  Одна из слушательниц наших курсов назвала свой сад “Клозери де-лиля”, что означает “Сиреневый хуторок” (так называется литературное кафе во Франции). Естественно, она подбирала  растения сиреневых тонов. Однажды мы работали над проектом  “Дом на лесном холме”, хозяин которого посадил на участке сосны, и они составили единое целое  с растущим вблизи лесом.  

  Найти идею сада - важный  шаг для создателя сада. Она  не  рождается сразу, над ней приходится потрудиться. В данной статье речь пойдет о садовой идее под названием  “Смеющийся сад”. Его образ создан хозяйкой Зинаидой Александровной Ротновой, а название  было позаимствовано нами у китайских дизайнеров. 

Сад - часть жизни
alop.jpg
  До встречи с нами  Зинаида Александровна уже проделала огромную работу по созданию  собственного сада, поэтому неслучайно она удивила своей любознательностью и умением ценить красоту растений. Во время летней школы дизайна в нашем питомнике она внимательно изучала растения, которые увидела впервые. Вновь и вновь возвращалась к ним, любовалась, пыталась запомнить названия, делала записи и бродила среди цветников одна. А в перерывах между занятиями показывала мне элементы восточных танцев, которыми занимается уже не первый год, рассказывала о своей семье и, конечно, про свой сад. 

  В тот момент  мне и захотелось начать разговор о частных садах, потому что они хранят очень личный человеческий опыт, и то, на чем держится  сама жизнь: нравственность, любовь, каждодневный труд. 

  Уже со слов Зинаиды Александровны я поняла, что ее сад - это нечто особенное, построенное на основе только ей  известных законов красоты. Я просила  ее сформулировать идею своего сада. Но Зинаида Александровна  объяснила, что сажает растения, как ей нравится. И ее волнует, что  все это происходит не упорядоченно, а так, как она видит в  тот или иной момент.  

 ccvrt.jpg На мое предложение составить проект ее сада Зинаида Александровна  ответила отказом, поскольку не представляла, что она начнет делать что-то не  так, как ей вдруг захочется, а по какой-то чужой схеме. Я просто ликовала от этого, потому что в нашем подходе  схема не главное. Но с другой стороны, переживала, поскольку в подобной ситуации проект сада поддерживается  самим хозяином, причем разными путями, и каждый определяет их сам. Одним словом, организовывать и структурировать свою жизнь в саду нужно учиться. Зинаида Александровна это уже умела и четко смогла сформулировать задачу для моей работы (как дизайнера) в ее саду. 

Садовые образы 

   По приглашению хозяйки  мы  приехали в ее сад, чтобы помочь разместить вновь купленные растения и поработать с уже существующими цветниками. С одной стороны, мне было очень сложно, поскольку все, что предстало моему взору, казалось уже законченным, и я боялась  разрушить уже созданные образы. Идея сада  была выработана  за многие годы и  удерживалась Зинаидой Александровной. Поэтому  она легко чувствовала: если  что-то уводило нас от  ее представлений, отказывалась от каких-то решений. Держалась эта идея на  ее потребностях  в определенных цветах, особом игровом настрое, на ее богатом  внутреннем мире и в целом на ее мироощущении. 

   elye.jpgПервое, что бросилось в глаза, - как сад похож на свою хозяйку. Рядом со мной стояла лучезарно улыбающаяся  женщина с открытым  умным лицом, и  сад мне улыбался такой же веселой, задорной улыбкой. Я сразу вспомнила о китайских “смеющихся садах”, которые так называют за обилие ярких цветущих растений. 

  Такое название очень совпадало с тем, что я увидела. Все гармонировало в этой живописной картине жизни: садовый ландшафт, любовно обихоженный хозяйкой,  ее взрослые дочери, улыбчивые внучки и их веселые подружки. Они то проходили по саду, то с веселым смехом качались на качелях под огромным маньчжурским орехом, создающим колорит волшебного таинственного леса. 

   Присутствие такого большого дерева в саду вполне оправдано. Оно отражает образ надежного и сильного мужчины - мужа Зинаиды Александровны. Это он  косит газон, это он  готовит перегнойную землю для рассады,  пересаживает деревья. Это он успевает  сходить в лес за лесной ягодой и сделать запас на зиму. И еще многое другое, что и не перечислить, когда речь идет о  приусадебном хозяйстве площадью в 15 соток.    
  hd.jpg В этом саду было  неповторимо все, а не только особенные люди. Таких сочетаний и композиций я не встречала ни в одном из журналов. Это был уникальный случай, когда не нужно было долго объяснять человеку  важность создания идеи сада и авторского биогеоценоза. Хотя многим обретение уверенности в себе как творце, освоение приемов творческого подхода к жизни приходится тренировать на специальных занятиях.  Тогда каждый  становится способен найти такие сочетания растений, которые неповторимы и красивы.  

  ! Стиль в авторских работах может быть любым, даже смешанным. Поэтому не нужно держаться за какой-то один понравившийся стиль. Так и в этот раз - я очень затрудняюсь определить стиль сада Зинаиды Александровны. Это и сад-цветник, и пейзажный стиль, и английский классический стиль, но по смыслу более  всего - это “смеющийся сад”. 

  Кажется, что особенного: большая поляна, окруженная миксбордерами и цветниками. Но все не так просто. Оформление вписано в рельеф местности: линии цветников - плавные дуги, повторяющие уклон  участка (фото 5), в верхней  его части - небольшая альпийская горка с озерком (фото 3). У подножия ничего лишнего: горка  смотрит на большое зеленое лицо газона (фото 1), которое   украшено веселой кудреватой прической из цветников. Уходить не хочется - так действует любое человеческое творение. 

  Должна сказать, что  такой сад  создается небыстро. Это большой труд.  Но любое, даже самое небольшое  творческое усилие  имеет результат,  который обязательно найдет отклик у других людей.  

Я его слепила 
из того, что было

   Интересно, что этот удивительный сад создан  с помощью  самых распространенных растений. Просто хозяйка умеет видеть и подчеркивать их красоту. Кроме того, она научилась разводить  свои растения в больших количествах. Зинаида Александровна все время что-то черенкует, отводит, высевает. 

  Вглядимся в ее цветники повнимательней и увидим хорошо знакомые растения, которые  выращивали еще наши бабушки. Но все они подобраны по цвету, по росту, образуют общую радостную картину. Календула, цинния  и петуния посажены соразмерно с рудбекией и гайлардией, подбиты очитками и живучкой. Ковровые растения заполняют все пространство между цветами, создавая общий цветущий массив. Композиция у прудика сияет яркими красками. Алый цвет бальзамина перекликается с почвопокровной розой и петунией. Серебром блестят полынь Стеллера, чистец византийский и очиток видный со светлыми полосами на листьях. В унисон им, словно брызги фонтана, светится элимус песчаный. Фоном для всех этих растений стал  девичий виноград и клематис гибридный (фото 3).

   Все композиции выглядят очень естественно за счет культурных форм таких лесных и луговых растений, как прунела (черноголовка), вероника, мыльнянка, за счет однолетников. 

  Зинаида Александровна  больше работала над своим совершенствованием как садовода, а не над тем, чтобы  купить самые дорогие и  модные растения. Использовала то, что уже было в наличии, либо то, что дешево и легко развести из семян. Не только однолетники, но и  будлея Давида выращена из семян. 

  В основном, деньги тратились не на  дорогие цветы, а на литературу, на обучение танцам, декоративному садоводству. Все это в комплексе и помогло создать ее “Смеющийся сад”. И главное, Зинаида Александровна не боится выражать свои эмоции, в том числе, и через свой сад. 

  В каждом человеке живет желание проявить свое творчество. И наш сад дает нам такую возможность. А в конечном итоге, это помогает раскрепоститься, освободиться от комплексов, почувствовать себя свободным, почувствовать себя самим собой.

И.Ю. Калистратова, биолог 


   Эту статью Вы можете найти в журнале "Волшебный сад" 2009 года № 5.

Количество показов: 7175

Возврат к списку


Gif из фотографий progif.ru.gif



Садовый Мир. Новости для дачников и садоводов. Интересные факты, советы, оригинальные идеи для дачи и сада.



экомик.gif
 



АНОНС





геф.jpg

2023-03-24_16-18-40.png


YouTube Статьи Поможем выбрать Каталог растений Видео О нас Форум Магазин Питомники Фотогалерея вверх
© 2010 - 2024 Садовый мир (Все права защищены)
603086, Нижний Новгород, Бульвар Мира д. 7, оф. 11
Телефон: (831) 217-00-46
Email: mir.sadovy@yandex.ru
Копирование материала только с разрешения администратора
Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель
Разработка и тех. поддержка web студия Made-inChina