Главная   Карта сайта   Версия для печати







LK24 (1).jpg


Поможем выбрать

Живые скульптуры

  • белая-аллея.gif>

Живые скульптуры



Как часто, рассматривая садовые журналы, мы с сожалением восклицаем: 
­ Это не для нас! Такие стриженные формы могут быть только на юге. 

В Средней полосе возможности сильно ограничены из-­за климата, в котором не зимуют многие растения, пригодные для создания садовых скульптур. И все же, кое­-что можно сделать. В этом нам поможет наш консультант, мастер топиарного искусства Владимир Ляпчев. 

1.jpg

Имя Владимира Ляпчева знакомо садоводам, которые интересуются ландшафтным дизайном. Многие помнят его статьи в журналах по садоводству. Но Владимир дает нам не только теорию. Он "играющий тренер", проводит практические занятия и мастер-­классы. Они проходят в разных регионах, с разным климатом. И с каждым годом география расширяется: Москва, Санкт­Петербург, Таруса, Ростов-­на-­Дону, Воронеж, Казань, Алматы, Тольятти, Петрозаводск, Екатеринбург, Челябинск, Уфа...

В социальных сетях можно, прочитать восторженные отзывы о получен­ном опыте. 

Алексей Крюков, директор питом­ника "Алексеевская Дубрава" после мастер­класса:

­ Владимир Ляпчев ­ удивительный лектор: харизматичный, энергичный, настоящий "человек­праздник". Он не рассказывает о чем­то, он творит прямо по ходу общения со слушателями. Его работы украшают многие сады и парки российских городов, а авторские методики формирования и стрижки деревьев отличаются простотой и эффективностью.

Каждое дерево, каждый кустарник для него - живое существо, стремящееся к красоте. В его творчестве оживает гений Микеланджело - он видит в кроне растения форму и отсекает лишнее.

Мы попросили Владимира Ляпчева ответить на вопросы наших читателей. 

2.jpg
Какие культуры подходят для стрижки в нашем климате? В литературе перечислено довольно много растений, а реально ­ из практики? Что хорошо зимует и не "лысеет" после стрижки?

­ Как из литературы, так и из практики, для стрижки подходит очень мно­го культур. Не просто для стрижки, а для создания арт­объектов из живых кустарников и деревьев посредством формовки и стрижки. 

Вопрос в другом ­ из всех ли культур стоит делать "шедевры"? Когда я что-­то создаю, то не только о художественном образе думаю, и не только о том, как этот образ впишется в ландшафтную композицию, но и о том, как потом эту форму поддерживать. 

Например, прекрасно стрижется вяз мелколистный, из него что хочешь твори. Но он потом так быстро зарастает! Какому хозяину понравится каждые две недели его дорабатывать? 

В нашем климате наиболее подходящие растения для фигурной стрижки - это многие виды туй, можжевельников, ели, лиственницы, кизильник, арония, ирга, разные виды спиреи и барбариса... Полный список получится очень длинным. Что-­то лучше годится для формирования живых изгородей, из чего-­то можно создавать живые скульптуры. Просто надо правильно выбирать время для стрижки и соблюдать агротехнику. 

Хорошо зимует и не лысеет то растение, за которым правильно ухаживают. А стричь можно все, что угодно. Но есть растения, которые не очень охотно прощают огрехи начинающих топиариев. К таким культурам надо подходить с умом. В частности, это сосны. 

­ С чего лучше начинать "набивать руку"?

­ Я сам начинал стричь со спиреи японской, чубушника, туй. Это довольно неприхотливые растения. К ним же относятся дерен, пузыреплодник - много благодатных видов, которые можно не бояться испортить стрижкой. Начинайте с создания простых форм. Например, живых изгородей из спиреи японской. Можно попробовать сотворить конус из туи или шар из нее же. Главное, не бояться.

Более того скажу, без обычной санитарной обрезки и стрижки вообще в саду трудно обойтись. Начните именно с этого. Попробуйте придать растению более культурную, благородную форму, убрав некрасивые ветви. А там дело пойдет!

­ Когда надо стричь лиственные и хвойные растения?

­ Любые виды лиственных и хвойных не переносят стрижки в момент активного сокодвижения. Это бывает весной. Поэтому я бы не рекомендовал подходить с ножницами к кустарникам и деревьям с середины апреля до середины мая. 

3.jpg
В холодный период я не стригу, когда среднесуточная температура опускается ниже минус 4 градусов. Во-­первых, древесина становится более твердой и хрупкой. В этот период, инструмент сильно тупится. А, во-­вторых, есть данные, что при стрижке в сильные холода возможно появление морозобоин. 

Перед стрижкой убедитесь, что ваш будущий арт­объект находится в хорошей форме. Не стоит работать с ослабленными и чем­-то больными растениями.

­ Какой уход необходим после стрижки?

­ Любые виды нуждаются в уходе в соответствии с сезоном и погодой. Особенно после стрижки нужен хороший, регулярный полив. Хвойным показано дождевание на крону, а вот перелив для них опасен.

Применение стимуляторов и адаптогенов подходит как хвойным, так и лиственным растениям. Можно пройтись Эпином по кроне и Цирконом - под корень. 

Желательно перед стрижкой и формовкой дать удобрение по сезону. 

­ Чем обрабатывать срезы? 

­ В литературе данные разнятся. Кто­то верит в целительные замазки садовым варом, другие авторы не видят в этом особого смысла. Я замазываю только большие срезы и то, в основном, с декоративной целью. 

Для обработки ран я чаще всего использую лак­бальзам или пасту "РанНет". По моим наблюдениям, хорошо заживают срезы, которые сделаны острым инструментам и по правилам обрезки.

­ Как делать бонсай из сосны ­ сразу ее стричь с молодого возраста или дать сначала подрасти?

­ Вопрос не в бровь, а в глаз, как говорится. Чтобы делать бонсай из сосны, надо несколько лет учиться этому, а потом "забыть эту тему". Хотя, у нас все чаще под бонсаем понимают причудливое дерево в саду. 

На самом деле, существует две техники. Есть бонсай ­ буквально "дерево на блюде", а есть ниваки ­ "дерево в саду". Разница в том, что у ниваки кор­ни находятся в грунте, их не подвергают обрезке. Формируют только крону. В отличие от бонсая, ниваки ­ это не карликовое растение.

Ниваки, если работать чисто по японским технологиям, ­ очень сложная тема. Там же философия в каждой веточке, в каждом изгибе! В Европе в основном делают стилизацию под японские ниваки, не заморачиваясь с философией. 

В любом случае, с сосной работать сложно и сначала действительно надо хоть что­то в этой профессии освоить. Потренироваться можно на тех же можжевельниках казацких или на ели колючей Glauca Globosa.

Вообще, японцы начинают формировать ниваки, когда растению примерно пять лет. И формируют готовую форму еще лет пять. Это общепринятая техника и для нас. Для начала надо запастись терпением! 

­ Как исправлять уже купленный бонсай, если вдруг пошла новая вертикальная ветка,  обрезать? А если оставить ветку, то, в каком возрасте ее гнуть?

­ Технология загиба веток довольно сложна. Это занятие для особо про­двинутых и дотошных садоводов. Общие рекомендации дать сложно. В каждом конкретном случае надо действовать по месту. Возможно, пригласить дизайнера, чтобы наметить план работ. 

Если ветка выстрелила в ненужном направлении у готовой, купленной формы, то легче ее просто обрезать. Главное, не оставлять пеньков, срезать "на кольцо" ­ либо до ствола, либо до развилки с другой веткой. 

4.jpg

Когда речь идет о готовом ниваки из сосны (я предпочитаю все же правильные термины), то в принципе, можно ухаживать за ним и самостоятельно. Для этого надо отстригать молодые приросты обычными садовыми ножницами с первого дня июня и до середины месяца (именно в этот период для сосны). Таким образом ниваки долго можно держать в очень приличном виде. Но чтобы кардинально исправлять или менять готовую форму, тут, повторюсь, нужны знания и большой опыт. 

­ Какие советы вы могли бы дать начинающим?

­ Начинающие, как правило, впадают в крайности. Либо боятся с ножницами подойти к растению, либо так увлекаются, что потом и отрастать нечему. Такой вывод я сделал из общения с аудиторией на своих мастер ­классах. 

А если серьезно, то для начала надо обзавестись правильным инстру­ментом. Минимальный набор садовника ­ это секатор, садовые ножницы и пила. 

По производителям и качеству инструментов я пока не буду давать советов, начинающие пусть ориентируются, прежде всего, на свой кошелек. Но в любом случае, режущие части должны быть чистыми и остро заточенными. 

Превыше всего, как для опытных, так и для начинающих, должна быть тех­ника безопасности. Работать только в перчатках и защитных очках. Надо так­ же помнить, что у некоторых растений ядовитый сок (например, тисс, многие виды туи и можжевельника), поэтому все открытые части тела лучше защитить одеждой, а потом тщательно вымыть с мылом.

Тем, кто хочет освоить искусство фигурной стрижки и обрезки, я бы посоветовал начинать с простых геометри­ческих форм ­ шара, куба, конуса, простого параллелепипеда. 

Попробуйте формировать правильной формы живую изгородь. Тренируйтесь на низкорослых объектах. Есть множество приемов, позволяющих даже при неразвитом глазомере сделать правильную форму. Ну, а навыки ­ дело наживное. Не получается у того, кто ничего не делает!

Следует помнить, что создание зеленых живых скульптур ­ это все­-таки искусство. Поэтому надо смотреть образцы лучших мастеров, развивать художественный вкус, ездить по краси­вым садам и, конечно, читать профессиональную литературу.

Владимир Ляпчев, мастер топиарного искусства.

Фото автора 


Количество показов: 15411




Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение (размер до 97кб)
 

вернуться назад

Садовый Мир. Новости для дачников и садоводов. Интересные факты, советы, оригинальные идеи для дачи и сада.



экомик.gif
 



АНОНС





геф.jpg

2023-03-24_16-18-40.png


YouTube Статьи Поможем выбрать Каталог растений Видео Форум Магазин Питомники Фотогалерея Огород вверх
© 2010 - 2024 Садовый мир (Все права защищены)
603086, Нижний Новгород, Бульвар Мира д. 7, оф. 11
Телефон: (831) 217-00-46
Email: mir.sadovy@yandex.ru
Копирование материала только с разрешения администратора
Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель
Разработка и тех. поддержка web студия Made-inChina