Подбирая кустарники для сада, мы должны обращать внимание не только на то, как они сочетаются друг с другом и какие растения вокруг, но и с каких точек мы будем смотреть на "кустарниковые" композиции. Подробнее об использовании кустарников применительно к тем или иным видовым точкам рассказывает ландшафтный архитектор Александр САПЕЛИН.
ЧТО ТАКОЕ ВИДОВЫЕ ТОЧКИ
Когда мы говорим о видовых точках, важно понимать, что в саду они в известной степени не похожи друг на друга. Есть статические видовые точки, а есть динамические.
Статические это те, в которых мы находимся в относительно неподвижном состоянии (скамья, веранда дома), а динамические те, в которых мы находимся в движении (повороты дорожек и пр.). Мало того, и в первом, и во втором случае обозреваемая картина может быть расположена как достаточно близко от нас, так и на удалении. В итоге образуется как минимум четыре различных варианта восприятия растения или группы растений: с близкого или с дальнего расстояния; в движении или в статичном положении.
Логично предположить, что восприниматься с этих точек пространство будет несколько по-разному, а значит, и строить его мы должны неодинаково. В первую очередь это касается нашей способности различать детали у декоративных растений, в частности, у кустарников, коль скоро мы говорим о них.
Если выстроить эти четыре типа видовых точек по мере уменьшения способности различать детали растений, то это будет выглядеть следующим образом: лучше всего мы различаем детали, находясь в статике близко к растению или группе растений. Хуже вблизи, но в движении. Ещё меньше из статичного положения, но на расстоянии. И совсем плохо читаются подробности с динамических видовых точек, находящихся на удалении от композиции из растений. Сложным это кажется только после первого прочтения. На самом деле всё просто.
КАК УЧИТЫВАТЬ ВИДОВЫЕ ТОЧКИ ПРИ ПОДБОРЕ РАСТЕНИЙ
Далеко не все кустарники одинаково красивы как вблизи, так и на расстоянии. Часть декоративных характеристик, такие как форма кроны, ажурность растения, его общий совокупный цвет, будут по достоинству оценены именно с расстояния. Оптимальным принято считать удаление от самого растения на расстояние в 2,5-3,0 раза превышающее его высоту. Некоторые особенности (в частности, форма кроны) вблизи и вовсе не просматриваются. Для примера возьмем стефанандру. Вблизи она выглядит какой-то бесформенной, а на расстоянии (фото 1) это красивая желтая "подушка" позади ели.
В то же время целый ряд мелких деталей у кустарников (цветы и плоды у некоторых видов, необычная форма листа, кайма и пятна на листовой пластинке (фото 3), напротив, заметны только в непосредственной близости от растения. Уже на удалении от него на 23 его высоты многие детали становятся неразличимыми.
Подбирая растения для композиций, ориентированных на точки разных типов, важно учесть эти характеристики. В противном случае вы можете значительно переплатить в садовом центре за тот или иной сорт, к примеру, с интересной золотистой каймой по пурпурному листу (фото 3), но этого никто не увидит.
С отведённых точек он будет восприниматься просто пурпурным растением, которое можно было купить дешевле, и которое обычно более устойчиво, чем окаймлённое.
А если уж мы берём именно окаймлённый сорт, то нужно всеми способами подчеркнуть данную характеристику, давая возможность созерцать его со статической точки в непосредственной близости от него. На деле это означает, что нам надо или посадить его возле беседки, веранды и т. п., или в непосредственной близости от него поставить скамью. Вот, например, миниатюрная композиция с барбарисом (фото 4) в рокарии возле дома. Растения посажены на переднем плане, и их удобно рассматривать.
ЭФФЕКТ СЛОЖЕНИЯ
Есть и другой момент, регламентирующий использование разных растений у разных точек.
Дело в том, что детали не всегда бывают декоративными. Иногда они, напротив, таковы, что хотелось бы сделать их неразличимыми. У целого ряда вариегатных сортов кустарников вариегация не самая красивая вблизи (растение выглядит, как больное), а вот издалека окраска смотрится интересно.
Если же мы берём пестролистность вейгел или дёренов, то это действительно достойно кисти живописца, и такие растения одинаково хорошо воспринимаются как вблизи, так и с расстояния светлое пятно от всего растения в целом (фото 2).
У иных же разновидностей пятна на листьях расположены нелогично, имеют не всегда приятный цвет. Часто такие растения ассоциируются или с поражением листвы химическим раствором, или с хлорозом, или с грибковыми болезнями.
Однако снимать со счетов подобные растения не стоит. Их просто нужно сажать в правильные места.
Например, барбарис оттавский сорта Silver Miles (фото 7). Вблизи он представляет из себя следующее: пурпурные листья, "заляпанные" грязно-серыми пятнами и полосками разного размера и формы и совершенно бессистемно. Иными словами, выглядит он не самым приятным образом. Но зато с расстояния мы видим цельное пятно куста, которое по цвету отличается от типичного барбариса оттавского. Связано это с тем, что в ландшафтной колористике цвет пятна того или иного растения определяется совокупностью оттенков всех его частей, складывается из них. В итоге эти серые пятна придают барбарису необычный серебристый или даже сиреневый оттенок.
Еще пример. У того же барбариса отдельные сорта имеют пятна и полосы розовых и кремовых оттенков (фото 5). Благодаря сложению основного пурпурного тона и более светлых пятен осветляется весь куст в целом. Он становится не свекольным, как обычно, а розовым (фото 6). Это довольно редкая окраска среди кустарников. Более того, разное число пятен у разных сортов будет давать и разную интенсивность (светлоту) розового цвета.
Работая со ступенчатыми перепадами от пурпурного к нежнорозовому, можно получить эффектнейшие нюансные сочетания.
Аналогичная ситуация и с производными от дёрена белого, сорт Argenteomarginata (Cornus albaArgenteomarginata).Здесь можно получить спектр от зелёно-сизого через фисташковый до почти белого.
Подбирать растения следует не по каталогам, доверяя в них описанию цвета, а на месте, в питомнике, глядя непосредственно на экземпляры представленных растений.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Подбирая растения по их декоративным признакам для дальних и ближних местоположений, постарайтесь проанализировать изменения их облика в течение всего сезона. У него могут быть заметные с расстояния цветы, но незаметные, хотя и очень декоративные, плоды. Или наоборот.
Возможен также вариант, когда кустарник, не особо интересный с точки зрения кроны в облиствленном состоянии, вдруг становится произведением искусства тогда, когда листья облетают (фото 10). Это тоже повод задуматься о том, как далеко от видовой точки этот вид стоит посадить.
Другой случай. Композиции, которые прекрасно выглядят весной и летом (за счет цветения отдельных кустарников), вдруг теряются осенью, когда остаются только зеленые листья (не у всех листья окрашиваются). Сюда просится цветовой акцент тот же вариегатный дерен со светлой листвой или кустарник, имеющий осеннюю окраску (барбарис, декоративная смородина, бересклет). Например, вечнозеленые рододендроны, которые роскошно цветут весной, осенью просто темно-зеленые. А вот если разбавить их листопадными рододендронами, получится красочная картина (фото 8,9)
Посмотрите на кустарники внимательно. Кустарники это прекрасная возможность рисовать широкими мазками, создавая просторные полотна для обозрения на расстоянии, и в то же время сочинять миниатюрные композиции для любования вблизи. Подходите к саду творчески, почувствуйте себя художником.
Текст А. Сапелин, фото Н. Петренко