Весенние лейтмотивы
Цветы красивы сами по себе. Нарциссы и тюльпаны почти самое первое украшение сада, и оттого к ним особое отношение. Уникальные сорта (махровые, попугайные, бахромчатые, букетные) своей экстравагантностью совсем отвлекают нас от забот о композиционном решении весенних цветников. Чем больше тюльпанов или нарциссов в куртинах, тем радостней сад. Чаще всего мы даже не задумываемся над тем, как их скомбинировать с другими растениями или друг с другом. Нас не заботит, как сделать такие цветы еще более выразительными, ведь они сами целый букет. Больше нас волнует время посадки и выкапывания, способы маскировки увядающих листьев. Но если мы остановимся однажды и начнем рассматривать сад в целом, а не отдельные цветы, если постигнем законы гармонии, то сможем создать запоминающиеся на всю жизнь весенние картины сада. Приведу лишь несколько примеров из "Сада Русской природы", который создаю сама.
![1.jpg 1.jpg](/upload/medialibrary/e4a/1.jpg)
ФОТО 1. На большом открытом пространстве красные тюльпаны, словно знаменосцы. Цветы посажены группой и привлекают внимание издалека. Но здесь они выполняют и другую функцию. А именно, помогают объединить цвет крыши дома и цвет кустарника (барбариса) в единую композицию. Без тюльпанов барбарис просто сольётся с пурпурным шифером. Тюльпаны как бы "вырывают" красный цвет из пурпура и делают его более заметным. Дело в том, что в пурпурном смешиваются красный и синий. Вот эта красная составляющая и объединяет всю композицию.
ФОТО 2. На первый взгляд, принцип тот же: в главной роли букет тюльпанов. Но эта композиция создана на основе гармоничных цветов и контрастов. Здесь на равных правах солируют фиолетово-пурпурные тюльпаны и спирея японская со светло-желтой листвой. Будоражащий гармоничный контраст желтого и фиолетового задает весеннее настроение.
Кроме того, композиция не так проста, как кажется. Присмотритесь, пурпурные кончики верхних листьев спиреи перекликаются с пурпурным цветом тюльпанов и слегка гасят общий контраст с желтой листвой. Этот тонкий нюанс придает композиции особую изысканность.
ФОТО 3. Учитесь соединять приятное с полезным. Зеленый фон у цветов это вовсе ее травка. Среди большой куртины лукаслизуна (самой ранней диетической зелени) цветут бахромчатые тюльпаны красных и розовых сортов. Лук-слизун зацветет лишь в августе, а пока мы можем разнообразить его тюльпанами. Причем композиция может быть "долгоиграющей", если выбрать сорта с разным сроком цветения. Самими первыми зацветают тюльпаны Кауфмана и Грегора. Они совсем невысокие, поэтому соразмерны едва поднимающимся листьям лука. На смену этим тюльпанам придут бахромчатые, а после них, одновременно с отрастающим луком, поднимутся высокие Дарвиновы гибриды.
![2.jpg 2.jpg](/upload/medialibrary/c35/2.jpg)
ФОТО 4. По смыслу композиция повторяет фото 3 тоже лук + тюльпаны. Но эти цветы более изящны: длинные стебли, узкие лепестки. К таким тюльпанам лучше подходит шнитт-лук. У него тонкие трубочкилистья, которые не полегают и все время устремлены вверх. Шнитт-лук очень полезен, с ним получается замечательная окрошка. Казалось бы, обычная ранняя зелень, а вместе с цветами он обретает новое звучание. Лук играет благородную роль фона и подчеркивает красоту тюльпанов.
ФОТО 5. Теневой уголок, и сразу несколько идей. Во-первых, желтый это цвет солнца, он добавляет света. Во-вторых, тюльпаны посажены не плотной куртиной, а по отдельности. Таким образом выдержан природный стиль: тюльпаны проросли как бы случайно среди зеленого покрова листвы. В-третьих, картине придается динамика. Это достигается за счет небольшой неуравновешенности желтого и голубого. Если вместо брунеры посадить сортовые фиалки сиреневого цвета, то картина будет статичной, а с голубым она становится подвижной, что очень важно среди крупных листьев брунеры. Кстати, важна и форма тюльпанов. Заостренные изогнутые лепестки тоже добавляют движения.
![3.jpg 3.jpg](/upload/medialibrary/16e/3.jpg)
ФОТО 6. Здесь нужно было подчеркнуть тему природного уголка вокруг корейской пихты. Природный тон задает старый пенек, демонстрирующий свой возраст на срезе. Рядом с ним, в окружении простенькой травки, наиболее приемлемыми оказались карликовые нарциссы. Их почти игрушечные букетики не довлеют над преклонным возрастом древесины, а склоняют в смирении свои юные головки. Композиция строится на этой едва уловимой идейной гармонии и контрасте.
Чтобы создавать такие картины, нужно знать сроки цветения разных культур и стадии их развития. А еще постоянно наблюдать и стараться увидеть, какие растения будут хороши вместе. Возможно, придется записывать. Это потребует определенной работы. Но результат действует вдохновляюще и дарит прилив новых сил.
Фотографии и текст из книги Ирины Калистратовой
"Практикум садового творчества".
Количество показов: 3375