Главная   Карта сайта   Версия для печати







LK24 (1).jpg


Поможем выбрать

Композиция: теория и практика

  • белая-аллея.gif>

Композиция: теория и практика

Композиция -­ ключевой момент, на котором стоит ландшафтный дизайн. Поговорим о правилах построения композиции. Тема эта очень большая и в одной статье обо всем не расскажешь. Поэтому следите за выходом журнала или подпишитесь на него. Композиция ­ ключевой момент, на котором стоит ландшафтный дизайн. Поговорим о правилах построения композиции. Тема эта очень большая и в одной статье обо всем не расскажешь. Поэтому следите за выходом журнала или подпишитесь на него. 
   
Для создания своих шедевров му­зыкант пользуется нотами, живописец ­ красками, поэт ­ рифмами, а для са­довника таким материалом являются растения. Они ­ те инструменты, пользуясь которыми он создаёт живую ткань сада. А правила во всех видах творчества, в общем-­то, похожи. Судите сами. Близко расположенные ноты, взятые вместе,  "режут слух". Также близкие оттенки цветов (красный и оранжевый) могут не сочетаться. 

1.jpg
   
Рифма ­ это ритмичное повторение слов, схожих по звучанию. Применяя этот прием стихосложения (повторяя похожие растения), можно добиться  объединения  пространства.  
   
РАСПРЕДЕЛЯЕМ РОЛИ
   
Каждое растение в композиции играет свою партию. Какую роль назначить тому или иному цветку, зависит от его  свойств.
   
• ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСТЕНИЕ ­ задает стиль, тематику, сезонность, колорит  композиции. 
   
• ФОНОВОЕ РАСТЕНИЕ ­ "не перетягивает" на себя внимание. Например, лиственное с мелкой листвой или хвойное  с  зеленью  неярких  оттенков. 
   
• АКЦЕНТ ­ растение, выделяющееся в композиции формой веток, окраской листвы, размером листьев.
   
 Геометрический акцент ­ с выраженной вертикальной или горизонтальной линией в форме кроны.   
   
Световой акцент ­ растение с темной или светлой листвой, цветками. 
   
Архитектурный акцент ­ для этой роли выбирают растения с декоративной листвой, четкой кроной, минимумом сезонных эффектов и контроли­руемым ростом. В хорошо спланированных садах такие растения (или группы) составляют "скелет" садовых посадок, служат фоном для более сложных композиций.
   
• ФАКТУРА. Очень красивы растительные композиции, построенные на фактуре поверхности крон, графике 
ветвления побегов, фактуре и форме листа. Их называют фактурными ком­позициями и используют в дизайне чаще  других.
   
• ЦВЕТОВОЕ ПЯТНО ­ растение, формирующее яркое плотное цветовое пятно (по­другому и не скажешь) из цветов, соцветий, побегов или окрашенной листвы. Такое пятно можно создать не только из одного растения, а сразу из нескольких видов. Группы растений, построенные на сочетаниях оттенков цветов, зелени листвы или хвои, называются  колерными.
   
• ЗАПОЛНЯЮЩИЕ РАСТЕНИЯ ­ заполняют пустующие места в композиции. Служат для поддержания декоративности сезонной группы в другие сезоны. 
   
• ПОЧВОПОКРОВНЫЕ ­ растения, укрывающие почву в пределах композиции.
   
ПРАВИЛА ИГРЫ
   
Обозначим лишь несколько основных правил.  Позднее мы к ним еще вернемся. Сегодня поговорим о них применительно к тем примерам, которые здесь представлены. 
   
Все принципы построения композиции должны основываться на выбранном стиле сада, соответствовать ему и нести смысловую нагрузку.
   
Простота. Старайтесь находить более простое решение и не усложнять дизайн без надобности. Используйте не больше двух­трех тонов. Не увлекайтесь большим количеством растений. 

2.jpg
   
Контраст и нюанс. Контраст ­ это сочетание объектов с кардинально разными свойствами (цвет, форма, размер).  Например: светлый ­ темный; высокий ­ низкий; большой ­ маленький. Нюанс, наоборот, основан на смягче­нии свойств. Это полутона, мягкие пе­реходы, плавность линий. Не следует делать композицию однородной, стоит применить метод контраста или поиграть на полутонах.
   
Метод "эха", или отражения. Основан на повторе одинакового цвета или формы разных растений. Например, желтые цветки лилейника "отражаются" в желтых штрихах на лепестках ирисов. Соцветия-­шарики декоративного лука "эхом повторяют" шаровидную крону туи Даника. 
   
ПРАКТИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ
   
Рассмотрим представленные фотографии. 
   
На фото 1 тематическим растением является хоста. Она задает стиль этой группы ­ композиция с декоративными листьями. Согласно заданному стилю, в пару ей подобрали папоротник и дицентру исключительную. Здесь принцип объединения в группу ­ разная форма и фактура листьев. И хоста, и дицента цветут. Но цветы неяркие, не отвлекают от главной темы ­ игры листьев.
   
На фото 2 во всей красе фоновое растение. Это кохия с узкими листьями. Она выполняет двоякую функцию. Во-­первых, закрывает старую стену сарая, а во-­вторых, образует ажурный фон для других культур. Цветовое пятно создают флоксы в сиренево-­лиловой гамме. 
   
Акцент в центре ­ желтый куст солидаго (золотарник). По цвету он составляют яркий контраст с флоксами. Следует заметить, что акценты в этой группе смещаются в течение сезона. По мере отцветания, лилейники, флоксы и хосты вместо акцентных растений становятся заполняющими. Неизменна  только роль у вербейника. Благодаря  своей бело­-пестрой листве он всегда дает световой акцент.

На фото 3 ­принцип простоты в действии. Всего три основных растения и только два цвета: белый (волжанка) и желтый (энотера и вербейник). Здесь тоже присутствует фоновое растение ­ это девичий виноград. Лилейник ­ заполняющее растение. Когда все цветы отцветут, его дугообразные листья отвлекут на себя внимание и заполнят пустоту. 
   
На фото 4 мы видим сочетание контрастов и нюансов. На контрасте подобраны желтая лилия и сиренево­лиловые цветы. Тонкими нюансами оттенков играют вероника колосистая и лук круглоголовый. В то же время они задают контраст формы ­ узкие соцветия вероники и аккуратные шарики лука. В данной композиции применили и метод "эха". Желтолистная спирея с не очень яркой листвой эхом повторяет желтую окраску лилии. Ей вторит и желтый коврик очитка между плитами. 
   
Обратите внимание, здесь задействовано довольно много растений (по сравнению с фото 3), но всего 2 основных цвета ­ сиреневый и желтый (снова принцип простоты). 

3.jpg
   
Фото 5 ­отличный ковер из почвопокровных растений. Собран по принципу контрастов и нюансов. Контраст дает серебристая яснотка в сочетании с гейхерой и камнеломкой, а нюансы ­ разные сорта гейхеры. Также "лоскут­ки" подобраны по различию формы и фактуры листьев. Кстати, эта фотография ­ отличная иллюстрация к теме "20 осенних растений" (стр. 4). Осенью такой ковер долго не утратит декоративности. Роль почвопокровных растений часто недооценивают. Они придают законченность всей композиции.
   
Фото 6 ­единство стиля. Если ваш или соседский забор выполнен в стиле кантри (а попросту он  деревенский), то и растения нужно подбирать в этом же стиле, то есть самые простые, которые издавна росли в "бабушкином" саду. В данном случае это купальницы, пион и куртины ирисов.  Но заметьте, и здесь композиция не лишена творческой задумки. Она построена на различиях формы листьев и кустов. Мечевидные листья ирисов контрастируют с резной листвой пионов и купальницы. Куст пиона смотрится более круглым на фоне ириса, устремленного вверх.  
   
В следующих выпусках мы продолжим тему композиций. Не пропустите, будет  интересно. 
   
   Н. Сухарева, г. Кунгур, фото автора




Количество показов: 6064




Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение (размер до 97кб)
 

вернуться назад

Садовый Мир. Новости для дачников и садоводов. Интересные факты, советы, оригинальные идеи для дачи и сада.



экомик.gif
 



АНОНС





геф.jpg

2023-03-24_16-18-40.png


YouTube Статьи Поможем выбрать Каталог растений Видео Форум Магазин Питомники Фотогалерея Огород вверх
© 2010 - 2024 Садовый мир (Все права защищены)
603086, Нижний Новгород, Бульвар Мира д. 7, оф. 11
Телефон: (831) 217-00-46
Email: mir.sadovy@yandex.ru
Копирование материала только с разрешения администратора
Ответственность за достоверность рекламы несет рекламодатель
Разработка и тех. поддержка web студия Made-inChina