В основе - Философия
Важнейшей составляющей китайской культуры является идея всеобщей гармонии вселенских законов, которая находит свое практическое воплощение в фэн-шуй. Это еще одна причина интереса к китайскому стилю, поскольку фэн-шуй пропагандируют как набор правил, которые «притягивают удачу и счастье». А кому же не хочется быть счастливым?
В действительности фэн-шуй - древнекитайская наука о том, как жить в гармонии с миром. В ландшафтном дизайне она выражается в подражании природе, где царит идеальная гармония. Популярный “пейзажный стиль”, пришел в Европу именно с Востока. Но дизайн по-китайски - это не слепое копирование природы, а творческое воспроизведение с учетом характера и настоения мастера. Поэтому традиционный китайский сад называют отражением души его хозяина. И как неповторима душа человека, так неповторим и облик сада.
Одним из основных принципов фэншуй является правильное использование энергии Ци. Ей обладает всё живое и совершенное. Энергия Ци - это универсальная позитивная жизненная сила. Её создает все прекрасное в природе. Медленно текущая вода несёт Ци, поэтому вид пруда и ручейка нас умиротворяет. Легкий ветерок навевает Ци, а вот ураганы и бури, наоборот, её отгоняют. Птица поет - появляется Ци. Цветок распустился - излучает Ци. В природе жизненная энергия существует постоянно.
Чтобы наполнить свой сад энергией Ци, необходимо объединить три элемента: горы, воду и растения. Горы - символ земли, основа спокойствия и равновесия. Однако не обязательно менять ландшафт сада: символично гору можно представить в виде камней, приподнятых цветников, высоких деревьев или зарослей кустарника. Вода символизирует богатство и благосостояние - это может быть ручей, пруд, фонтан или даже сухой ручей из камней. Растения олицетворяют живое, изменяющееся начало, и у разных видов растений есть свой символический смысл. Каждый элемент представляет какую-то часть Вселенной, и в целом китайский сад - это череда образов, которые можно прочесть.
Размер не имеет значения
Когда мы говорим “сад - модель Вселенной”, это не имеет отношения к его размеру. Садик может быть и крохотным, но все-таки должен оставаться целым миром. Поэтому активно применяются различные способы, зрительно увеличивающие пространство.
Например, гости сада должны постоянно встречать на пути новые, разнообразные, детали. Тропинки устраивают нарочито извилистыми, чтобы удлинить путь и сделать его полным интересных открытий. За каждым поворотом - новая композиция или отдельный декоративный элемент. Даже хозяин сада получает сюрприз: вот за тем кустом распустился цветок, которого вчера не было.
Предметов-сюрпризов не должно быть много, даже если вы собрали целую коллекцию китайских сувениров. Каждый элемент должен быть богат своим внутренним содержанием, а его присутствие оправдано всей композицией. Изящный тростниковый зонтик прекрасно подчеркнет китайский стиль, если его раскрыть над древовидным пионом. А вот как самостоятельная деталь он может оказаться лишним. То же относится к китайским фонарикам и бамбуковым колокольчикам - нужно найти им подходящее место. Все должно быть логично и наполнено смыслом.
Как и мир, китайский сад неоднороден. С помощью специальных элементов (стен и архитектурных объектов) он разделен на множество разных “садов”. Путешествие из одного в другой - это цепочка открытий для изумленного путника, глазам которого открываются картины, каких он не ожидал увидеть.
Разделить сад на зоны помогут крупные растения, а также арки и ширмы. Для этого стоит приобрести те из них, что специально оформлены под китайский стиль. Их можно найти в садовых центрах. Если есть желание, можно сделать ширму из природного материала, например, из бамбуковых палочек или тростника (наборы тоже бывают в продаже).
Деление на зоны очень удобно для небольшого сада, где сложно все пространство оформить в едином стиле. В поле зрения всегда попадается соседний участок или собственный неказистый сарайчик. А в отдельном укромном уголке ничто не будет отвлекать от философских раздумий, навеянных китайскими мотивами.
Еще одна черта китайского сада: он не имеет границ. Ничто не выдает присутствие забора, ограждающего пространство. Любые границы тщательно маскируются растениями или стилизуются под декоративную композицию. Для этого на фоне пограничной стены высаживают несколько растений, устанавливают фонтан или скульптуру. Здесь может быть посажено всего одно деревце, но обязательно рельефное: с красивой кроной или причудливо изогнутым стволом.
Символы и приемы
Несомненно, китайскому стилю присущи особые, узнаваемые черты, отличающие его от других направлений в ландшафтном дизайне. Прежде всего, это архитектура, которая составляет единое целое с садовым ландшафтом. Знаменитые крыши, характерные для пагоды, повторяются на беседках, перголах и являются “визитной карточкой” Китая. Придать саду подобный колорит помогут фонарики или небольшие скульптурные фигурки, выполненные с элементами пагоды. Обычно их устанавливают на камень. По замыслу дизайнера, они могут стать центром всей композиции, либо ненавязчиво “выглядывать” из зарослей, будто забытые в лесу. Последний прием олицетворяет незримое присутствие человека и, в то же время, напоминает, что вся природа - это наш дом.
Вообще в саду китайского стиля стараются стереть грань между искусственным и естественным, между творением рук и природой. Китайские дизайнеры стремятся к совершенству, к идеалу в воплощении задуманной идеи. В подтверждение этому сад всегда ухожен. Здесь не встретишь классического ровного газона, поскольку он противоречит естественному росту травы в природе. Но присутствие сорняков и хаоса не допускается (что не редкость в европейских садах природного стиля). Напротив, каждое расте-ние - на своем месте, гармонично вписанное в общий ансамбль.
Неотъемлемой частью китайской символики являются иероглифы. Они могут быть начертаны на фонарях, на зонтиках и разделяющих ширмах. Но увлекаться ими не стоит, иначе это будет банально. Вспомните, что все иероглифы несут в себе глубокий смысл. Как правило, в них зашифрована какая-то мудрая мысль, которой подчинена главная идея композиции.
И, конечно, китайский стиль - это камни. На весь мир знамениты восточные “сады камней”. В ландшафтном дизайне традиционно применяется озерный известняк. Это камень с подчеркнутой историей, которую можно прочитать по следам, оставленным на его поверхности водой. Как строительный материал используется также гранит - для мощения дорожек, возведения мостов, как постамент для скульптурных фигурок.
Мосты в китайском стиле могут быть низкими и обветшалыми, словно в лесу через ручей или овражек. Но, если хотят подчеркнуть искусство дизайнера, то возводят крутой декоративный мостик, окрашенный в красный или синий цвет.
С моста можно любоваться на спокойную гладь воды. Интересно, что даже отражение используется как самостоятельный элемент дизайна.
Растения
Из растений широко применяют виды, которые произрастают в дикой природе. Это клены, ивы, папоротник, бамбук, тростник, осока, мискантус, рододендроны. Часто используют сосну как символ долговечности, постоянства и достоинства. Цветущая слива - один из важнейших элементов китайского сада, поскольку она представляет возрождение и силу желания. Пионы - образ богатства и роскоши, а хризантема - символ величия и храбрости.
Но в китайском саду растения не самоцель, а лишь средство для выражения красоты природы и оживления композиций. Чаще преобладают зеленые растения, а виды с яркими цветами и листьями используют для одиночных цветовых акцентов. Как отдельное направление в китайском дизайне существуют “смеющиеся сады”, где много ярких цветущих растений.
Конечно, в одной статье невозможно передать все принципы и тонкости китайского стиля. Но если возник интерес к более глубокому изучению данной темы, то перед вами - увлекательная дорога по пути познания восточной философии и теории фэн-шуй, которая приведет к гармонии с окружающим миром.
Растения для китайского стиля
Далеко не все “аборигены” китайской флоры способны зимовать в средней широте России. Приходится искать заменителей. Наиболее подходят по стилю следующие виды.
Многолетники: ирис сибирский, ирис бородатый, ветреница дубравная, купена, адонис, мискантус китайский, овсяница сизая, анемона осенняя, печеночница, примулы, рододендроны японский и крупнолистный, папоротники, пион древовидный и др.;
Кустарники и деревья: ива пендула, клен мелколистный, клен маньчжурский, клен ложнозибольдов, клен дланевидный, или веерный (на фото), самшит, спирея японская, спирея серая, хеббе, сосна горная, магония падуболистная, миндаль, кизильник горизонтальный и др.;
Для вертикалей: виноград амурский, виноград девичий, жимолость каприфоль, лимонник, кобея, плетистые розы.
Мария Николаева,
ландшафтный архитектор
фирмы «Архиленд», г. Н. Новгород
Эту статью Вы можете найти в журнале "Волшебный сад" 2008 года № 6.